Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 2, Рейтинг: 5)
 (2 голоса)
Поделиться статьей

9 февраля 2023 г. в Российском совете по международным делам (РСМД) состоялась экспертная дискуссия, приуроченная к выходу доклада «Практики публичной дипломатии регионов России 2017–2021 гг.». Доклад подготовлен экспертами Центра поддержки и развития общественных инициатив — «Креативная дипломатия» совместно с РСМД.

С приветственным словом к участникам обратились заместитель программного директора РСМД Елена Карпинская и президент Центра поддержки и развития общественных инициатив «Креативная дипломатия», эксперт РСМД Наталья Бурлинова. Результаты исследования представила руководитель исследовательской группы Центра поддержки и развития общественных инициатив «Креативная дипломатия» Вера Табак.

9 февраля 2023 г. в Российском совете по международным делам (РСМД) состоялась экспертная дискуссия, приуроченная к выходу доклада «Практики публичной дипломатии регионов России 2017–2021 гг.». Доклад подготовлен экспертами Центра поддержки и развития общественных инициатив — «Креативная дипломатия» совместно с РСМД.

С приветственным словом к участникам обратились заместитель программного директора РСМД Елена Карпинская и президент Центра поддержки и развития общественных инициатив «Креативная дипломатия», эксперт РСМД Наталья Бурлинова.Результаты исследования представила руководитель исследовательской группы Центра поддержки и развития общественных инициатив «Креативная дипломатия» Вера Табак.

Дискуссия была посвящена потенциалу российских регионов с точки зрения их роли в системе публичной дипломатии страны, а также степени зрелости элементов системы публичной дипломатии в регионах и наиболее интересным кейсам и проектам. Участниками дискуссии стали заместитель директора Департамента по многостороннему гуманитарному сотрудничеству и культурным связям МИД России Татьяна Шлычкова, доцент кафедры политического анализа факультета государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова Александр Коньков, преподаватель РАНХиГС при Президенте РФ Анна Великая, заместитель директора, руководитель дирекции международного сотрудничества фонда креативных технологий «Ульяновск — культурная столица» Диана Ковела, профессор кафедры международного и евразийского права Воронежского государственного университета Алексей Ефремов.

В ходе мероприятия эксперты отметили, что данный доклад является одним из первых и значимым в области публичной дипломатии. Авторы смогли систематизировать большой объем данных, выявить наиболее уязвимые места в текущем состоянии публичной дипломатии регионов и сделать общий вывод, что в регионах в целом отсутствует глубокий интерес к данной теме.

Одной из главных проблем является отсутствие четкого определения публичной дипломатии. Из этого вытекает путаница понятий, различные интерпретации публичной дипломатии и принципов устройства данной системы. Наталья Бурлинова подчеркнула, что термин не имеет нормативного определения и не закреплен в каком-либо концептуальном документе России, поэтому в большей степени публичная дипломатия заключается в действиях в рамках самореализации регионов по взаимодействию с международными акторами. На сегодняшний день даже некоторые эксперты путают понятия «мягкой силы», публичной дипломатии, общественной и народной дипломатии. В то же время заместитель директора Департамента по многостороннему гуманитарному сотрудничеству и культурным связям МИД России Татьяна Шлычкова указала на тот факт, что отличие общественной дипломатии от публичной является вопросом перевода с английского языка, а не разделением понятий.

Эксперты также обратили особое внимание на различные определения публичной дипломатии, которые существуют в научном дискурсе сегодня. Преподаватель РАНХиГС при Президенте РФ Анна Великая упомянула о термине «sub-state diplomacy», который фигурирует в работах экспертов ассоциации международных исследователей. В настоящее время также развивается такое направление как «domestic public diplomacy», в рамках которого ведется работа не только на международную аудиторию, но и на внутреннюю. «Для наших граждан есть необходимость изучения внутреннего измерения публичной дипломатии, так как внешнеполитические шаги также должны быть объяснены внутри государства» — отметил доцент кафедры истории РГАУ-МСХА Александр Марчуков.

Если обратиться к нормативно-законодательным актам, которые затрагивают тему публичной дипломатии, то здесь эксперты выделили Концепцию гуманитарной политики России за рубежом, утвержденной указом Президента от 5 сентября 2022 г., в которой перечислены задачи, стоящие перед государственными органами и перед субъектами по укреплению взаимодействия и координации в международной сфере, и 79 федеральный закон о приграничном сотрудничестве, который планируется в скором времени расширить и распространить его влияние не только на приграничные районы, но и на субъекты всей территории России.

Все участники дискуссии сошлись во мнении, что данный доклад не должен оставаться единственным. Необходимо, чтобы проводилась регулярная работа, которая бы способствовала обновлению рейтинга и появлению новых параметров и элементов оценивания. Для будущих работ эксперты предложили рассмотреть влияние регионов на национальный брэндинг страны, а также создать рейтинг городов-миллионников. Есть регионы, где повестка общественной дипломатии заложена сама по себе в силу приграничного положения или исторической предрасположенности, поэтому должен быть выработан усовершенствованный инструмент оценки и рейтингования.

При этом стоит отметить, что в исследованиях по публичной дипломатии необходимо учитывать кроме региональных и географических особенностей, также цивилизационные, религиозные и культурные, так как от этого будет зависеть выбор инструментария для исследований и эффективность всей работы. В связи с этим еще одним аспектом работы может стать исследование 27 полиэтничных субъектов России, в рамках которого крайне необходимо проанализировать связи с исламским и буддистским мирами, инициативы в области культурной, научной, бизнес дипломатии этих регионов.

Эксперты подчеркнули, что при проведении дальнейшего исследования не стоит концентрироваться исключительно на некоммерческих организациях, большую роль в публичной дипломатии играют и университеты, которые являются центрами международной активности с точки зрения обмена студентов, мероприятий, встреч и др. Кроме этого, в маленьких регионах проекты общественной дипломатии вшиты в деятельность местных властей, поэтому важно точечно искать акторов внутри регионов, которые специализируются на данной теме.

Большая часть мероприятия была посвящена рекомендациям по развитию публичной дипломатии в регионах. Доцент кафедры политического анализа факультета государственного управления МГУ имени М. В. Ломоносова Александр Коньков подчеркнул, что Москва — субъект федерации, реализующий интересные практики, которые потом уходят в регионы, а некоторые даже за границу. «Важно смотреть и перенимать московский опыт того, как столица выстраивает сотрудничество, как себя позиционирует и какую систему имеет по поддержке некоммерческих организаций» — отметил он. Также он подчеркнул, что прослеживается отсутствие публичного измерения в рамках системы городов-побратимов с точки зрения единых стандартов и подходов, которые могли бы быть важны современным городским властям.

Другие эксперты отметили, что необходимо создать координационные советы на двух уровнях — федеральном и региональном. На федеральном уровне предложение заключается в организации межведомственной рабочей группы под руководством Министерства иностранных дел для коммуникации с Министерством культуры, Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций и Министерством науки и высшего образования. В свою очередь межрегиональное сотрудничество будет ценно для обмена опытом и ознакомления с лучшими практиками. Кооперация в таком формате даст хороший синергетический эффект. На региональном уровне будет полезно сформировать советы некоммерческих организаций, которые занимаются международной деятельностью и продвижением того, что регион может предложить в рамках публичной дипломатии, а также запустить линейку методологических семинаров, образовательных проектов по международному сотрудничеству для чиновников и местных НКО для создания единой стратегии в данной области.

Одним из результатов исследования стало то, что благодаря нему эксперты, специализирующиеся в данной области, могут расширить свои контакты и в дальнейшей работе перенимать не только опыт столицы, но и регионов — лидеров рейтинга. «Для тех регионов, которые не вошли в число лидирующих, это станет стимулом, чтобы работать над этой сферой и упрочить в дальнейшем свои позиции» — заявил заместитель директора, руководитель дирекции международного сотрудничества фонда креативных технологий «Ульяновск — культурная столица» Диана Ковела, добавив, что сейчас местные власти занимаются общественной дипломатией при наличии «кнута и пряника» от федерального центра. Также эксперты обозначили необходимость ознакомления с данным текстом представителей регионов, которые впоследствии приняли бы решение поддерживать некоммерческие организации, которые занимаются развитием и созданием практик публичной дипломатии. Безусловно, деятельность в данном направлении стала менее популярной для регионов, акценты сместились, и, возможно, переосмысление представителями субъектов этой темы дало бы новый импульс для работы, и возник бы интерес на какой-то новой почве. «В чистом виде публичной дипломатии в регионах нет, но у них есть свой накопленный опыт», — отметила Наталья Бурлинова.

Несмотря на многие пробелы в данной области «в текущих условиях инструментами публичной дипломатии, горизонтальными связями с зарубежными коллегами, которые еще возможно сохранить и развивать, можно сплотить российское общество и усилить международные связи с теми партнерами, которые готовы и хотят сотрудничать с Россией» — заявил профессор кафедры международного и евразийского права Воронежского государственного университета Алексей Ефремов.

Видео

(Голосов: 2, Рейтинг: 5)
 (2 голоса)

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся