Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 6, Рейтинг: 5)
 (6 голосов)
Поделиться статьей

13 октября 2023 г. в рамках XV Конвента Российской ассоциации международных исследований (РАМИ) Российский совет по международным делам (РСМД) совместно с Международным институтом энергетической политики и дипломатии МГИМО МИД России провели круглый стол на тему: «Международная климатическая повестка как инструмент западной газовой дипломатии». В рамках круглого была представлена рабочая тетрадь РСМД «Международная климатическая повестка как инструмент западной газовой дипломатии», а также доклады сотрудников МИЭП МГИМО МИД России «Роль России в формировании глобального электроэнергетического объединения» и «Российская энергетическая дипломатия: разворот на Восток».

В ходе круглого стола участники обсудили аспекты газового сотрудничества как для стран импортеров, так и для стран экспортеров газа. А также такие вопросы как: в чем заключается политика стран ЕС и США в отношении природного газа? Как соотносятся западные климатические инициативы в газовом секторе и цели международной климатической повестки? В чем могут заключаться последствия реализации западной климатической повестки для не западных поставщиков и потребителей природного газа? Можно ли использовать «зеленую» повестку для улучшения отношений Москвы и стран Запада?

13 октября 2023 г. в рамках XV Конвента Российской ассоциации международных исследований (РАМИ) Российский совет по международным делам (РСМД) совместно с Международным институтом энергетической политики и дипломатии МГИМО МИД России провели круглый стол на тему: «Международная климатическая повестка как инструмент западной газовой дипломатии». На круглом столе была представлена рабочая тетрадь РСМД «Международная климатическая повестка как инструмент западной газовой дипломатии», а также доклады сотрудников МИЭП МГИМО МИД России «Роль России в формировании глобального электроэнергетического объединения» и «Российская энергетическая дипломатия: разворот на Восток».

В ходе круглого стола участники обсудили аспекты газового сотрудничества как для стран импортеров, так и для стран экспортеров газа. А также такие вопросы как: в чем заключается политика стран ЕС и США в отношении природного газа? Как соотносятся западные климатические инициативы в газовом секторе и цели международной климатической повестки? В чем могут заключаться последствия реализации западной климатической повестки для не западных поставщиков и потребителей природного газа? Можно ли использовать «зеленую» повестку для улучшения отношений Москвы и стран Запада?

С вступительным словом выступили Валерий Салыгин, д.т.н., директор МИЭП МГИМО МИД России, президент Международной академии ТЭК, член-корреспондент РАН, профессор, а также Константин Суховерхов, программный менеджер Российского совета по международным делам (РСМД). В своих выступлениях они отметили актуальность энергетической и климатической повесток дня.

Евгений Типайлов, к.п.н., исполнительный директор АНО «Институт проблем взаимозависимости», презентовал рабочую тетрадь РСМД «Международная климатическая повестка как инструмент западной газовой дипломатии». В ходе своего выступления эксперт подчеркнул особенности газовой дипломатии на мировых рынках. Газовая дипломатия США сконцентрирована на наращивании экспорта СПГ, повышении энергоэффективности экономики и сдерживании роста цен на газ на своем внутреннем рынке. В ЕС в основе газовой дипломатии лежат обеспечение энергобезопасности, постепенный переход от использования углеводородов и общее повышение энергоэффективности. Приоритетами незападных поставщиков газа, по мнению Евгения Типайлова, являются наращивание экспорта газа без ущерба для собственной энергобезопасности и достижение энергоэффективности экономики с учетом энергоперехода для формирования технологического лидерства при переходе к новому технологическому укладу и безуглеродной экономике. Климатические инициативы ЕС и США схожи и опираются на внутренние технологии, устранение углеводородного фактора и стремление к переходу на возобновляемые источники. Единственным отличием двух рынков является дополнительная ориентация США на сохранение и максимизацию доходов в рамках энергоперехода. Главным вывод проведенного экспертом анализа — текущие западные климатические инициативы не способны достичь целей Парижского соглашения по причине инструментализации климатической повестки в собственных интересах. В данных обстоятельствах был предложен ряд рекомендаций в рамках осуществления Россией своей климатической политики. Основными из них стали: 1) адаптация действующей климатической политики к новым реалиям; 2) приоритизация поставок газа на новые рынки и учет их переориентации в рамках выявленной инструментализации энергополитики стран Запада; 3) проработка альтернативных предложений по развитию международного климатического режима, соответствующего интересам России и других незападных стран экспортеров и импортеров углеводородов.

Иван Гудков, к.ю.н., доцент кафедры правового регулирования ТЭК МГИМО МИД России, подчеркнул важность создания Россией своего нарратива климатической повестки для его дальнейшего продвижения на международной арене. Главными аспектами данного нарратива являются создание универсального решения проблемы изменения климата и смещение акцента с гринвошинга на реальное создание новой «зеленой» инфраструктуры. Формирование такой инфраструктуры представляет собой капиталоемкий процесс. Таким образом, России требуется продвигать свои исследования в МГЭИК по изменению климата, продвигать свой нарратив в рамках глобальной стратегии «нулевых выбросов» и избегать позиции комментатора чужих инициатив.

Наталья Пискулова, д.э.н., профессор кафедры международных экономических отношений и внешнеэкономических связей им. Н.Н. Ливенцева, в своем выступлении прокомментировала рабочую тетрадь РСМД и внесла некоторые ремарки. Главными из которых стоит отметить: происходит изменение структуры мировой экономики в долгосрочной перспективе, переориентация стратегических задач и приоритизация технологий в экономике и их непосредственной коммерциализации.

Николай Швец, д.э.н., профессор, заведующий кафедрой мировой электроэнергетики, представил экспертный доклад на тему «Роль России в формировании глобального электроэнергетического объединения», выполненного в рамках программы «Приоритет 2030». В нем было отмечено, что энергетическое неравенство привело к необходимости развития межгосударственного сотрудничества для преодоления энергетического кризиса. В докладе проведена оценка развития межгосударственных энергетических сетей и проанализирована роль России в будущем устройстве глобального энергетического объединения, ранее предложенного председателем КНР в 2015 г. Также Николай Швец обратил внимание участников круглого стола на идею создания и развития линий ультравысокой передачи электричества, что может помочь России эффективнее и экологичнее потреблять и транспортировать электроэнергию.

Юрий Боровский, д.и.н., доцент, профессор, заместитель заведующего кафедрой международных отношений и внешней политики России МГИМО МИД России, в своем выступлении отметил, что в рамках переориентации российского экспорта на альтернативные рынки и долгосрочный процесс «зеленого» перехода, главными целями должны стать снижение зависимости от рынка ЕС и деполитизация мирового рынка энергетики. Нынешнее эффективное взаимодействие в области энергетики с такими странами, как Китай, Индия, Турция и Саудовская Аравия, осуществляется не только за счет экономических, но и политических факторов. Эксперт отдельно подчеркнул, что для осуществления целей Парижского соглашения требуется глобальный энергопереход, а тем самым и деполитизация энергетических процессов для избежания рецессии определенных западных рынков.

Оценить статью
(Голосов: 6, Рейтинг: 5)
 (6 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся