Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

4 июня с.г. в Берлине прошла юбилейная конференция Международного Люксембургского форума по предотвращению ядерной катастрофы.

Президент Российского совета по международным делам Игорь Иванов, являющийся членом Наблюдательного совета Люксембургского форума, принял участие в работе конференции и выступил на ее открытии.

4 июня с.г. в Берлине прошла юбилейная конференция Международного Люксембургского форума по предотвращению ядерной катастрофы.

Президент Российского совета по международным делам Игорь Иванов, являющийся членом Наблюдательного совета Люксембургского форума, принял участие в работе конференции и выступил на ее открытии.

Выступление И. Иванова:

«Для меня большая честь выступать сегодня здесь, в Берлине, на встрече Люксембургского Форума по предотвращению ядерной катастрофы. Думаю, что наше обсуждение вопросов международной безопасности как нельзя более актуально, а место проведения – глубоко символично. В мире не так много городов, судьба которых складывалась так драматично и трагично, как судьба Берлина в ХХ веке. Люди старшего поколения еще помнят «берлинские кризисы» середины прошлого века, разделенный Берлин долгое время был символом разделенного мира, а в учебниках истории падение Берлинской стены обычно считается завершением «холодной войны», точкой отсчета нового времени в мировой политике.

Глядя из Берлина на нынешнюю ситуацию безопасности в мире, нельзя не испытывать чувство разочарования. Надежды на новое мироустройство, на мир без войн и конфликтов, на гармоничное сочетание интересов безопасности, экономического развития и прав человека в наступившем веке пока не оправдываются. Я бы взял на себя смелость заявить, что уровень управляемости мировой политики имеет тенденцию к снижению, разбалансированность международных отношений (как в региональном, так и в глобальном измерениях) возрастает.

Все мы – на Западе и Востоке, на Севере и Юге - живем в условиях растущей неопределенности и повышающихся рисков. Никто не возьмется сейчас с уверенностью предсказать, что произойдет с мировыми финансами даже в ближайшие месяцы, а то и недели. Точно также очень трудно прогнозировать долгосрочные и даже ближайшие последствия «арабской весны» для Ближнего Востока. Мы пока слабо представляем, как подойти к вопросам кибербезопасности или как решать проблемы, связанные с резким увеличением глобальных миграционных процессов. Человечество сталкивается сегодня с принципиально новыми вызовами безопасности, к которым мы по-прежнему плохо подготовлены.

И все-таки на фоне многочисленных вопросов, проблем и вызовов в сфере международной безопасности ее ядерное измерение остается едва ли не самым важным. Это измерение нельзя назвать новым – ядерное оружие существует с середины прошлого века, и с середины прошлого века предпринимаются усилия, чтобы предотвратить его распространение, снизить угрозу ядерной войны, сократить, а в идеале – и полностью ликвидировать существующие арсеналы ядерного оружия и средств его доставки. Каковы же итоги наших усилий? Можем ли мы объявить о победах над ядерной угрозой или вынуждены признать наше общее поражение? С моей точки зрения, ситуация с ядерным оружием и угрозами его применения выглядит сегодня, как минимум, неоднозначной.

С одной стороны, «холодная война» между Востоком и Западом завершилась уже давно. И, что бы там ни утверждали иные увлекающиеся журналисты или политики, второй «холодной войны» в обозримом будущем не предвидится. Соответственно, угроза мирового ядерного конфликта сегодня на порядок ниже, чем она была тридцать или пятьдесят лет тому назад. Россия и Соединенные Штаты последовательно сокращают свои ядерные арсеналы – как по числу боеголовок, так и по количеству носителей. Два года назад нам удалось подписать Договор СНВ-3, обозначивший важную веху в истории стратегических отношений между Москвой и Вашингтоном. «Ядерные саммиты» стали неотъемлемой составной частью повестки дня современной мировой политики. Не будет большим преувеличением сказать, что все ведущие государства мира сегодня привержены идее укрепления ядерной безопасности, снижения рисков, связанных с фактом существования ядерного оружия. Президенты России, США, других стран высказались в поддержку идеи «глобального нуля» - полной и окончательной ликвидации ядерного оружия на планете. У нас нет никаких принципиальных разногласий в этом вопросе. Да и широкая общественность – особенно после прошлогодней катастрофы на Фукусиме – проявляет все большую озабоченность проблемами ядерной безопасности.

Нельзя, однако, не признать, что все вышесказанное – лишь одна сторона общей картины. Вторая ее сторона дает куда меньше оснований для оптимизма. Приходится признать, что пока мы так и не справились с проблемой распространения ядерного оружия. Число членов ядерного клуба – пусть и не так быстро, как этого опасались многие эксперты – продолжает расти.

Ядерные программы Ирана и КНДР – это серьезный вызов международному сообществу. Если не удастся найти решения этой проблемы в рамках существующих норм международного права, то под вопрос окажется поставлен сам режим нераспространения ядерного оружия.

Что бы ни говорили о мотивах, и какие бы оправдания ни приводились, остается фактом, что ядерные программы таких стран как Индия, Пакистан и Израиль объективно расшатывают режим нераспространения, порождают соблазн у других государств последовать по этому пути.

Опасности ядерного терроризма тоже никуда не уходят; по мнению большинства специалистов, прогресс в развитии ядерных технологий делает эти угрозы все более реальными.

Нынешний конфликт между Россией и НАТО по вопросу о создании европейской системы противоракетной обороны – это наглядная демонстрация того, что и сегодня, более чем через два десятилетия после завершения «холодной войны», старая логика ядерного противостояния по-прежнему оказывает глубокое воздействие на умы политиков и военных.

Очевидно, что неспособность добиться решительного прорыва в ядерной сфере оказывает значительное негативное воздействие и на наши возможности договариваться в других областях – будь то региональные конфликты или экономическое сотрудничество. Сохранение атмосферы недоверия, подозрительности, приверженность старым представлениям о том, что же все-таки лежит в основе международной безопасности – весь этот багаж прошлого века мешает двигаться вперед, решать действительно важные задачи, вставшие перед всеми нами в наступившем столетии. Не расчистив завалы прошлого, мы не можем приступить к строительству новой системы мировой политики, ориентированной на вызовы будущего.

Глубоко убежден в том, что наши главные проблемы в сфере ядерной безопасности – да и во многих других областях тоже – заключаются отнюдь не в каком-то институциональном дефиците. И не в отсутствии новых идей как таковых – эти идеи постоянно генерируются и в политической, и в экспертной среде. Я вижу главную проблему в отсутствии общего стратегического видения и в дефиците политической воли и настойчивости, способных преобразовать это видение в конкретные решения и договоренности.

У немцев есть старая поговорка: «Там, где есть воля, там есть и путь». При наличии политической воли решаются задачи, которые, с точки зрения отстраненных скептиков, не имеют решения. Позвольте мне привести всего лишь один пример – уже упоминавшийся российско-американский Договор СНВ-3. Когда работа над Договором только начиналась, и в России, и в США очень многие высказывали сомнения в том, что переговоры можно будет завершить в столь сжатые сроки. Утверждалось, что возникнут проблемы с отработкой процедур верификации. Высказывались предположения, что СНВ-3 столкнется с проблемами в американском Сенате. Делались прогнозы, что будут сложности с имплементацией. Тем не менее, Договор был согласован, подписан, ратифицирован, и сегодня на обеих сторонах Атлантики идет практическая реализация его положений.

Почему это стало возможным? В мировой политике чудес не бывает. И составные части успеха лежат на поверхности – политическая воля руководителей двух стран, наличие четких и недвусмысленных целей, профессионализм переговорщиков и их нацеленность на конкретный результат. Очень важно также, что в данном случае ради достижения результата обе стороны проявили готовность пойти на тактические уступки и даже подвергнуть себя определенным внутриполитическим рискам.

Можем ли мы применить такой подход к решению других проблем ядерной безопасности? Думаю, что можем. Например, с моей точки зрения, существуют значительные нереализованные возможности международного сотрудничества на иранском и северокорейском направлениях. При условии, конечно, что мы не будем использовать эти вопросы как инструмент для достижения каких-то тактических целей или для решения задач собственной внутренней политики. Любой политик вынужден учитывать внутриполитические последствия своих внешнеполитических шагов. Но было бы крайне опасным – даже безрассудным – ставить прогресс в решении ядерных проблем в зависимость от политической конъюнктуры, складывающейся в той или иной стране в каждый конкретный момент.

Стратегическое видение, применительно к проблематике нераспространения, предполагает наряду с набором негативных стимулов для потенциальных нарушителей режима нераспространения – от экономических санкций до военных акций - создание позитивных стимулов: экономических, политических и военных. Например, почему бы нам не вернуться к идее предоставления гарантий безопасности неядерным странам – участникам Договора о нераспространении ядерного оружия со стороны членов «ядерного клуба»? Этот вопрос обсуждается, как минимум, с середины 90-х гг. прошлого века, но ничего кроме нескольких общих политических деклараций со стороны отдельных ядерных государств в этом направлении пока не сделано. Может быть, нам стоит подумать о чем-то более основательном – вплоть до обсуждения юридически обязывающего международного соглашения?

В заключение – несколько слов о роли институтов гражданского общества в вопросах ядерной безопасности и разоружения. Принято считать, что ядерная проблематика – дело, главным образом, узкого круга профессионалов из числа государственных чиновников и сотрудников международных организаций. Многие из обсуждающихся вопросов носят технический характер, значительная часть информации, относящаяся к вопросам национальной безопасности, не доступна для широкой общественности. И, тем не менее, роль гражданского общества в решении проблем ядерной безопасности трудно переоценить.

Во-первых, именно от институтов гражданского общества – независимых исследовательских центров, профессиональных ассоциаций, экспертных сообществ – как правило, поступают те инновационные идеи и предложения, которых часто не хватает правительственным чиновникам и бюрократам международных организаций.

Во-вторых, гражданское общество способно (и обязано!) оказывать постоянное давление на власть, не позволяя последней откладывать проблемы ядерной безопасности в долгий ящик и спекулировать на том, что «общество это не интересует», а непрофессионалы не должны вмешиваться в сложные вопросы национальной безопасности.

В-третьих, международное сотрудничество институтов гражданского общества – это по сути дела единственный способ преодолеть недоверие и взаимные подозрения прошлого, добиться взаимопонимания и осознания общности наших фундаментальных интересов. Без такого сотрудничества любые достижения на межгосударственном уровне неизбежно будут оставаться заложниками политической конъюнктуры.

Кстати, граница между властью и гражданским обществом подчас оказывается весьма условной. В качестве примера хочу сослаться на недавнее Заявление «Европейской сети лидеров» в связи с майским саммитом НАТО в Чикаго. В этом очень своевременном, на мой взгляд, документе содержится, в частности, призыв сократить в одностороннем порядке наполовину американский потенциал нестратегического ядерного оружия в Европе и активизировать диалог между НАТО и Россией в сфере ядерной безопасности. Разумеется, в данном случае речь идет о точке зрения негосударственной организации, авторы документа выступают исключительно в личном качестве. Но, достаточно посмотреть на список подписавших Заявление – бывшие премьер-министры и министры, ведущие политики и руководители международных организаций – чтобы сделать вывод о высочайшем профессиональном уровне авторов этого документа.

Особое место среди международных неправительственных организаций, активно содействующих укреплению режима ядерного нераспространения, занимает Международный Люксембургский Форум по предотвращению ядерной катастрофы. Объединив ведущих мировых экспертов в области нераспространения ядерного оружия, ядерных материалов и средств доставки, Форум стал авторитетной трибуной по ключевым проблемам ядерной безопасности. К его мнению прислушиваются, его предложения востребованы.

Именно такие коалиции политиков, экспертов, общественных деятелей, журналистов и лидеров бизнеса нам нужны, чтобы добиться решающего прорыва в вопросах обеспечения ядерной безопасности».

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся