Блог Лаборатории аналитики ИАМП

Итоги саммита COP-27 в Египте. Сможем ли мы свернуть с шоссе в климатический ад?

24 ноября 2022
Распечатать

Автор — Антон Вильчинский, аспирант, эксперт Института актуальных международных проблем Дипломатической академии Министерства иностранных дел Российской Федерации

В работе суммированы ключевые итоги прошедшей в Египте 27-й Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (COP-27), подчеркнуты основные успехи и неудачи в деле совершенствования мер по недопущению среднемирового роста температуры выше 1,5 градусов по Цельсию и по достижению снижению объемов выбросов парниковых газов. Также сделаны выводы относительно основных проблем, препятствующих эффективному противодействию изменениям климата.

cop27eg.jpg

UAE Presidential Court/Handout via REUTERS

«Выбросы парниковых газов продолжают расти, глобальная температура растет. Наша планета быстро приближается к переломным моментам, которые сделают климатический хаос необратимым. Мы на дороге в климатический ад, причем держим ногу на педали газа», — заявил генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш, выступая 6 ноября 2022 г. на 27-й Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (COP-27) в египетском курортном городе Шарм-эш-Шейхе.

В двухнедельном саммите приняли участие более 35 тыс. делегатов из 195 стран. Центральное событие мировой климатической дипломатии оставит след в истории благодаря созданию фонда по компенсации потерь и ущерба для развивающихся стран, пострадавших от негативных последствий, связанных с изменением климата. Однако COP-27 вновь обнажил препятствия на пути к прогрессу в ограничении выбросов. В итоговый документ не было включено положение по расширению заявленных год назад на COP-26 в шотландском Глазго обязательств, направленных на поэтапное сокращение выбросов угля до уровня всех остальных ископаемых видов топлива. Кроме того, в документе не было обозначено, что глобальные выбросы парниковых газов достигнут пика к 2025 году, а после начнут снижение.

Неопределенность вокруг фонда по компенсации потерь и ущерба от изменения климата

Впервые договоренность о поддержке богатыми странами климатических программ в более бедных государствах была достигнута на климатическом саммите 2009 года, который прошел в датском Копенгагене. Спустя 13 лет удалось заключить соглашение о создании фонда для развивающихся стран, который будет возмещать им убытки и ущерб, вызванные негативными последствиями от изменения климата.

Тем не менее этот проект находится лишь на начальной стадии, а также имеет ряд неопределенностей. В частности, не были зафиксированы ни общий объем средств, который будет размещен в фонде, ни правила пользования ими. Эти вопросы было решено оставить на климатический саммит 2023 года. Для их предварительного обсуждения был создан «переходный комитет». Он будет содействовать выработке рекомендаций о введении в действие новых механизмов финансирования. Ожидается, что первое заседание комитета состоится до конца марта 2023 год.

Удастся ли придать Бреттон-Вудской финансовой системе климатическое наполнение?

Также впервые на климатическом саммите прозвучали призывы к реформированию глобальной финансовой архитектуры и смещению акцентов ее деятельности в сторону климатических целей. Идея заключается в том, чтобы изменить функции Всемирного банка и Международного валютного фонда для стимулирования притока финансирования в проекты по переходу к «зеленой» энергетике.

Крупнейшие мировые институты Бреттон-Вудской системы обвиняются в неспособности обеспечить необходимое финансирование для помощи бедным странам в сокращении выбросов парниковых газов и адаптации к последствиям климатического кризиса. Николас Стерн, климатический экономист и эксперт, подсчитал, что с 2030 года развивающимся странам потребуется 2,4 млрд долл. в год. По его оценкам, Всемирный банк может предоставить около половины этих средств.

В то время как ЕС, США и Великобритания озабочены украинским конфликтом, они пропустили еще одно крупное геополитическое изменение прошедшего года. Среди бедных слоев населения мира наблюдается огромный всплеск недовольства против развитых стран в связи с невыполнением данного ими в 2009 году обещания выделять 100 млрд долл. в год на финансирование борьбы с изменением климата в более бедных странах к 2020 году.

Прогресса по сдерживанию роста мировой температуры добиться не удалось

Парижское соглашение 2015 года содержало две температурные цели: 1) удержать рост «значительно ниже 2 градусов по Цельсию» по сравнению с доиндустриальным уровнем; 2) «прилагать усилия», чтобы не допустить рост выше до 1,5 градусов. На прошлогодней климатической конференции в Глазго страны договорились сосредоточиться на ограничении в 1,5 градусов. Поскольку их обязательства по сокращению выбросов парниковых газов были слишком слабыми, чтобы удержать температурный рост в пределах 1,5 градусов, они также согласились ежегодно принимать новые обязательства. Однако на COP-27 не удалось добиться согласования новых шагов в борьбе с ростом температуры.

Двусмысленное движение к «зеленой» энергии

Итоговый документ климатического саммита в Египте содержит положение о стимулировании «энергии с низким уровнем выбросов». Однако этому положению не хватает конкретики, что порождает двусмысленное восприятие. Под это определение могут подойти как ветряные и солнечные электростанции, так и ядерные реакторы или угольные электростанции, оснащенные системой улавливания и хранения углерода. В частности, такая неопределенность дает возможность использовать газ, который остается из основных ископаемых видов топлива, однако его сжигание производит более низкие выбросы, чем уголь.

Переходя к вопросу об использовании угля, в прошлом году в Глазго было принято обязательство о постепенном сокращении его применения. Тогда резолюция по ископаемым видам топлива была впервые включена в окончательный текст. На COP-27 некоторые страны, например, Индия, хотели пойти дальше и включить обязательство по поэтапному отказу от всех видов ископаемого топлива. Это стало предметом напряженных споров, а в итоговый текст заявления попала формулировка, аналогичная той, что была в Глазго, и призывала страны лишь «добиться постепенного сокращения использования ископаемого топлива».

Китай и США продолжат переговоры по климату

В ходе климатического саммита произошел и ряд событий в дипломатической плоскости. В частности, Китай и США договорились возобновить официальные переговоры по климату. Важно подчеркнуть, что эти государства являются двумя крупнейшими в мире источниками выбросов парниковых газов.

Китай заморозил двусторонние переговоры по климату летом 2022 года, после того, как спикер Палаты представителей Конгресса США Нэнси Пелоси полетела на Тайвань, чем вызвала серьезное недовольство в Пекине. Однако в середине октября американский президент Джо Байден и председатель КНР Си Цзиньпин договорились восстановить американо-китайские связи на полях прошедшего на индонезийском острове Бали саммита Группы двадцати.

Новые инициативы для борьбы с выбросами парниковых газов

Не менее значимым событием саммита стала, в частности, презентация первого доклада Группы экспертов высокого уровня по обязательствам негосударственных организаций в сфере нулевых выбросов. В отчете говорится о «зеленом обмане», имеющем две составные части: 1) введение общественности в заблуждение заявлениями, что компания или организация делает больше для защиты окружающей среды, чем на самом деле; 2) слабые обязательства по нулевым выбросам. В докладе также представлена «дорожная карта» для обеспечения целостности обязательств по нулевым выбросам, принятых промышленными предприятиями, финансовыми учреждениями, городами и регионами для поддержки сбалансированного «зеленого» перехода.

В то же время бывший вице-президент США и климатический активист Эл Гор при поддержке Генерального секретаря ООН представил новый механизм по мониторингу выбросов парниковых газов, созданный коалицией Climate TRACE. Этот инструмент объединяет спутниковые данные и искусственный интеллект, чтобы показать выбросы на уровне предприятий в более чем 70 000 объектов по всему миру, включая компании в Китае, США и Индии. Такая платформа позволит определить местоположение и масштабы выбросов углерода и метана в атмосферу.

Еще одной важной инициативой стал Генеральный план по ускорению декарбонизации четырех основных секторов — электроэнергетики, автомобильного транспорта, сталелитейной промышленности и сельского хозяйства. Его представила египетская сторона на правах председателя. Египетское руководство также объявило о начале реализации инициативы «Продовольствие и сельское хозяйство для устойчивых преобразований», направленной на повышение качества вклада климатического финансирования в «зеленую» трансформацию сельского хозяйства и продовольственных систем к 2030 году. Стоит добавить, что это был первый климатический саммит, где был выделен отдельный день для сельского хозяйства, на долю которого приходится треть парниковых выбросов.

Отсутствие единых подходов — ключевая проблема климатической политики

Несмотря на целый ряд новых инициатив по борьбе с парниковыми выбросами и в деле поддержки развивающихся стран по преодолению последствий изменения климата международное сообщество по-прежнему не может разработать единые цели, планы и метрики для сокращения выбросов. В настоящее время взятые развитыми странами обязательства не соответствуют единым стандартам, а государства и бизнес используют различные критерии и базовые показатели для своих мониторинга достижения своих задач. Существует очевидный риск, что без единой «дорожной карты» эти обещания могут не превратиться в реальное сокращение выбросов.

Более того, доминирование западного мира в климатической политике отодвигает на второй план специфику экономик и особенностей развития большинства государств планеты. «Однополярный» климатический миропорядок не позволяет достичь баланса в реализации заложенных Парижским соглашением целей. Неготовность и нежелание развивающихся стран следовать заданному ЕС и США курсу неоднократно вызывало недовольство Запада, что осложняет проведение климатических саммитов и снижает их эффективность.

Для повышения продуктивности данных встреч на высшем уровне странам необходимо уделить внимание выработке комплексного плана действий и мероприятий по оценке вклада государств в борьбу с изменением климата. Важно добавить, что подобный механизм должен учитывать специфику экономической структуры разных стран.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся