Россия и АТР: взгляд из Владивостока

Олег Сидоров: Новый китайский инновационализм

23 сентября 2016
Распечатать

Северо-восточные территории КНР — провинции Хэйлунцзян, Цзилинь, Ляонин, автономный район Внутренняя Монголия — считаются наименее соответствующими современным трендам развития Китая, что заставило в 2002 году руководство страны ввести  политику поддержки ускоренного развития этого региона. В 2007 году был принят «План возрождения Северо-восточного Китая», рассчитанный на 11-ю пятилетку.  Возрожденный Китай взялся за развитие важнейшего геополитического региона страны, граничащего с Северной Кореей, Монголией, Россией, Японией, невдалеке и Южная Корея. И Цзилиньский университет становится ключевым элементом этих ожиданий. В 2000-м году произошло укрупнение университета, были предприняты усилия по реформе университета, что в итоге продвинуло его в десятку ведущих китайских университетов и в "пятисотку" мировых.

 

Немного из истории. Цзилиньский университет был образован в 1946 году как  Северо-восточный университетский колледж в г. Харбине. После переезда в 1950-х годах в город Чанчунь, столицу провинции Цзилинь, переименован с 1958 года в Цзилиньский университет. В 2000 году университет был укрупнен с присоединением Цзилиньского политехнического, медицинского имени Бетьюна, Чаньчунского научно-технического университетов, Чаньчунского института связи и коммуникаций. В 2004 году в состав университета вошел бывший Университет военной логистики армии Китая. Цзилиньский университет считается одним из лидеров в области информационных технологий, развивает направления оптики, медицины, экологии, экономики[1]. Университет с 2011 г. возглавляет академик Китайской инженерной академии Ли Юаньюань — известный специалист в области современного машиностроения, директор Национального инженерного исследовательского центра КНР. Профессор Ли имеет 40 патентов на изобретения, 216 научных и научно-методических работ, является почетным профессором зарубежных университетов, таких как Университет Глэморгана (Великобритания), Национальный исследовательский Томский политехнический университет. Награжден престижными премиями в области образования, за заслуги в развитии технологического прогресса и т.д.

 

 

Здесь сегодня на очной форме обучаются около 70 тысяч студентов, из них свыше 24 тысяч магистрантов и аспирантов. Комплексное развитие университета предполагает и открытость внешнему миру. Цзилиньский университет сотрудничает с 245 вузами, научными институтами и организациями. В том числе 20-ю российскими.

 

Цель всех этих усилий — создание инновационной среды, несущей созидательный характер и открытый к установлению взаимовыгодных связей. Современная инновационная среда — это сочетание научно-исследовательских, образовательных учреждений, обеспечивающих рост научных знаний и их реализацию. Это и есть политика современного типа китайских университетов. И эта политика приносит свои плоды. Сегодня говоря об образовании или о миссии университета китайцы связывают их с судьбой страны, возрождением китайской нации, реализацией китайской мечты — понимаемыми как зажиточное государство и устойчивое развитие.

 

Еще в ноябре 2012 года Си Цзиньпин, Генеральный секретарь ЦК КПК, заявил: «Я думаю, что великое возрождение китайской нации — это и есть величайшая китайская мечта в новой эпохе. Потому, что эта мечта несет в себе давнее желание самых разных поколений нашего народа. Она отражает коренные интересы китайского народа и общее ожидание китайской нации. История напоминает нам о том, что личное будущее и судьба каждого человека тесно связаны с будущим всей страны. Люди могут жить хорошо, только тогда, когда наша страна и нация развиваются благополучно. Эта великая мечта требует неустанных усилий следующих поколений китайского народа»[2].

 

Современный восток, в лице КНР, соединяет, на первый взгляд несоединимое: западный и восточный постулаты о «новом» и «традиционном».  Западный: нацеленность на новое – инновационализм («новое заведомо лучше чем старое»). Восточный: нацеленность на старое – традиционализм («старое заведомо лучше чем новое»). Соединяя эти качества, Китай создает новый инновационализм и демонстрирует свои достижения. Заметим, ради объективности, что этими же утверждениями руководствовались начиная с 1960-х годов ряд стран, получивших название «азиатских тигров».

 

Университеты Китая интересны всем. Интересны своими подходами, организацией и отношением к науке и образованию. На торжества  Цзилиньского университета 16-17 сентября 2016 года в столицу провинции Цзилинь КНР в 7-миллионный Чанчунь съехались представители 91 университета из 20 стран мира. Российскую Федерацию представляют 14 университетских и научных делегаций.  На Форуме «Наследование и инновации, ответственности и вызовы: развитие высшего образования в глобальной перспективе» выступили 12 ректоров ведущих вузов мира, в том числе Санкт-Петербургского Университета ИТМО (Информационных технологий, механики и оптики) Владимир Васильев. Во второй день делегации обсуждали не только расширение взаимовыгодного сотрудничества, но и конкретные проекты. Цзилиньский университет объявляет о своей открытости и демонстрирует эту открытость, приглашая своих студентов на выступления представителей лучших мировых вузов, рассчитанных на рекрутирование китайских студентов. В условиях интернационализации, информатизации и глобализации, они стремятся сделать спектр сотрудничества максимально широким, считая, что в конечном счете, закрепляя научно-образовательные отношения, укрепляют и межгосударственные отношения.

 

Китай устремленный в будущее сделал ставку на университеты. В последнее десятилетие, предприняв взбудоражившие мировое образовательное сообщество решения, КНР слывет одним из лидеров в области образования. Двери открыты внешнему миру.  С 2008 года приняты такие программы как Программа тысячи талантов, включающая Программу тысячи молодых талантов и Программу тысячи зарубежных талантов. А недавно заработала еще одна государственная инициатива — Программа десяти тысяч талантов, направленная на поддержку ученых, проживающих в Китае. Предполагается, что в течение ближайших десяти лет будет отобрано 10 000 ведущих ученых в сфере инженерных, естественных и социальных наук.

 

Китаем не столько надо восхищаться, сколько учиться. Китай с каждым годом шагает еще дальше и выше. Именно, выше, в прямом и переносном смыслах. Небоскребы. Технологии. Космос. Автопром. Все что является символами технического прогресса любой страны. В этом ряду и университеты. Образование в современном мире становится таким же символом развития страны и ее конкурентоспособности. В XXI веке университеты еще более укрепили свои позиции в этом понимании, чему немало способствует и Китай.

 

Автор: Олег Гаврильевич Сидоров, заведующий кафедрой журналистики Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова (г. Якутск), главный редактор журнала “Илин” (“Восток”), координатор дискуссии “Геополитика Востока. XXI век», http://olegsidorov.org/. Блог http://olegsidorov.ilinjournal.com/, е-mail: ilin_s@mail.ru

 


[1]           Вузы России и Китая будут совместно обучать студентов и продвигать инновационные разработки // Университета ИТМО. Дата публикации: 12.05.2015.[Электронный ресурс]:

URL:   http://niu.ifmo.ru/ru/news/4803/vuzy_rossii_i_kitaya_budut_sovmestno_obuchat_studentov_i_

prodvigat_innovacionnye_razrabotki.htm

[2]  Первым публичным мероприятием членов ПК Политбюро стало посещение выставки «Путь к возрождению» // Центральное телевидение Китая. 30.11.2012. [Электронный ресурс]: URL: http://www.cntv.ru/2012/11/30/ARTI1354256016272746.shtml

 

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся