Корпоративный блог Центра европейско-азиатских исследований

Две столицы ШОС

14 сентября 2022
Распечатать

Центр европейско-азиатских исследований (Россия, Екатеринбург) и Генеральное консульство Республики Узбекистан в Екатеринбурге провели совместный «круглый стол» на тему: «Две столицы ШОС: Самарканд и Екатеринбург». «Круглый стол» был посвящен предстоящему Саммиту Глав государств ШОС в Самарканде и его будущей повестке. Учитывая, что в 2009 году Саммит Глав государств ШОС принимал Екатеринбург, участники мероприятия обсудили историю развития этой организации и ее дальнейшие перспективы. Отдельным пунктом было отмечена роль проведения Саммитов Глав государств ШОС в превращении Екатеринбурга и Самарканда в крупнейшие мегаполисы континента. Это тем более актуально и в связи с тем, что в ближайшее время Самарканд и Екатеринбург станут городами-побратимами. По итогам «круглого стола» были отмечены тенденции постепенного наполнения деятельности этой организации не только вопросами безопасности и борьбы с терроризмом, но и развития в ее рамках экономического и гуманитарного сотрудничества. Значительные шаги в этом направлении были сделаны как раз во время председательства Узбекистана в этой организации. Модератором «круглого стола» стал Директор Центра европейско-азиатских исследований Андрей Русаков.

Источник: Центр европейско-азиатских исследований

Как сказал, открывая мероприятие, Генеральный консул Республики Узбекистан в Екатеринбурге Абдусалом Хатамов, для него большая честь принять участие в этом «круглом столе» и быть его соорганизатором. Уже в ближайшее время, 15 и 16 сентября в Самарканде пройдет крупнейшее международное событие – Саммит Глав государств ШОС. В очном формате лидеры стран ШОС примут важнейшие решения, которые, несомненно, будут иметь историческое значение для дальнейшего развития этой организации. В соответствии с «повесткой дня» лидеры стран «восьмерки» обсудят новые вызовы и задачи, стоящие перед ШОС в свете глубинной трансформации современных международных отношений, обменяются мнениями по всем актуальным вопросам. По итогам председательства Узбекистана на сегодняшний день подготовлено порядка 30 предварительно согласованных документа, сейчас члены ШОС работают над дополнительным списком документов, все из которых будут внесены на саммит в Самарканде. В рамках председательства Узбекистана проведено более 80 различных мероприятий, как на уровне различных государственных структур, так и некоммерческого сектора. Но несомненно, что главным итоговым документом Саммита Глав государств ШОС станет «Самаркандская декларация», в которой будут отражены общие подходы стран ШОС к решению региональных и мировых проблем, обозначены дальнейшие приоритеты развития организации. Также среди ключевых документов саммита будут Комплексный план по реализации Договора о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, Концепция сотрудничества по развитию взаимосвязанности и созданию эффективных транспортных коридоров, Программа стимулирования промышленной кооперации и Положение о почетном звании «Посол доброй воли ШОС» и многие другие. Кроме этого, одними из важных тем саммита станут вопросы расширения ШОС – ожидается подписание Меморандумов о предоставлении статуса партнера по диалогу Египту, Катару и Саудовской Аравии, одобрение заявок Бахрейна и Мальдив на получение статуса партнеров по диалогу, а также принятие Белоруссии в состав стран-участниц. Также в рамках саммита планируется подписание Меморандума об обязательствах Ирана, что откроет прямой путь к полноправному членству этой страны в ШОС. Несомненно, что предстоящая «встреча в верхах» станет яркой демонстрацией проактивной, открытой и прагматичной внешней политики Узбекистана под руководством Президента Шавката Мирзиеева, направленной на широкое региональное и международное сотрудничество. К Саммиту Глав государств ШОС существенно преобразилась и его новая столица – Самарканд. Этот великий город получил «второе рождение», став одной из настоящих «жемчужин» континента. Сейчас он может по праву претендовать на звание площадки не только для проведения любых международных мероприятий, но и местом постоянного интереса туристов со всех уголков планеты. В этом отношении как раз показательны и предложенные Узбекистаном качественно новые форматы сотрудничества в рамках ШОС – открытие в Узбекистане Центра народной дипломатии ШОС и Международного университета туризма «Шелковый путь». На сегодняшний день в Ташкенте на постоянной основе работает Региональная антитеррористическая структура ШОС.

Генеральный консул Таджикистана в Екатеринбурге Зафар Сайидзода отметил, что еще в бытность его работы пресс-секретарем Президента Таджикистана Эмомали Рахмона вопросы создания и развития ШОС были в числе приоритетных направлений. Начавшись с «Шанхайской пятерки», которая на саммите в Душанбе в 2000 году была преобразована в «Шанхайский форум», Шанхайская организация сотрудничества с каждым днем становится все более весомым фактором международной политики. И Таджикистан очень высоко оценивает итоги своего участия в ее деятельности. ШОС стала эффективным инструментом региональной безопасности, заработав огромный международный авторитет в этой области, что постоянно подчеркивает лидер нации Эмомали Рахмон. Но в мире сейчас возникают и новые угрозы – идет мировой финансово-экономический кризис, продовольственный кризис, появляются различные эпидемии. Новые деструктивные силы и транснациональная преступность несут риски безопасности и стабильности. И это ставит перед ШОС новые задачи. Однако для дальнейшего развития ШОС необходимо сделать так, чтобы «шанхайский дух» стал определяющим и для другой ключевой темы – углубление и расширение экономического сотрудничества в рамках ШОС. И от того, насколько быстро и эффективно получится запустить такие процессы на их полную мощность, зависит и решение целого ряда социальных задач. Прежде всего, Деловому Совету ШОС и Межбанковскому объединению ШОС необходимо обрети «второе дыхание» как специализированным негосударственным экономическим структурам в составе организации. Также настало время обратить особое внимание и на гармонизацию инвестиционного законодательства, особенно в регламентации особого правого режима для свободных или особых экономических зон. Например, в Таджикистане пять таких территорий. Предлагается создать специальную рабочую группу для изучения данного вопроса. Многие социально-экономические проблемы Таджикистана напрямую связаны с доминированием в стране первичного сектора экономики, а именно горнодобывающей промышленности и сельского хозяйства. Совместное инвестирование в перспективные для рынка ШОС производства может быть одним из важнейших инструментов региональной интеграции и создания благоприятного климата для внешней торговли. При этом общей проблемой для всех стран ШОС является остающаяся разобщенность, в частности, трудно «проницаемые» экономические границы. Прежде всего, это касается автомобильных перевозок. Государства-члены ШОС находятся в разных точках траектории к рыночной экономике и в каждой стране есть свои национальные стратегии экономического развития. И именно они могут стать основой для разработки единой Стратегии развития евразийского пространства на ближайшие 10 лет. Такой подход особенно актуален в контексте предстоящего дальнейшего расширения ШОС. Активное привлечение государств-наблюдателей и государств-партнеров по диалогу позволит вывести на качественно новый уровень диалог в рамках концепции «Энергетического клуба» ШОС, включая ресурсы и возможности Ирана. Огромный невостребованный потенциал заложен в развитии туризма в рамках возрождения «Великого шелкового пути». ШОС на деле стала многофункциональным и действенным механизмом регионального сотрудничества. Одновременно выросли и ожидания граждан стран ШОС. И наша общая задача сделать все, чтобы ШОС эффективно выполняла поставленные цели и задачи по обеспечению мира, стабильности и процветания на всем евразийском пространстве.

Заведующий Центром глобальных исследований и международных отношений Дипломатической Академии МИД РФ Вадим Козюлин подчеркнул, то круг взаимодействия государств ШОС отличается широтой охвата. В июне 2002 года на саммите в Санкт-Петербурге был принят основополагающий документ ШОС – «Хартия Шанхайской организации сотрудничества». В ней предусмотрены возможности для постоянных встреч по линии глав государств, правительств, министров иностранных дел, руководителей различных министерств и ведомств. По мере своего развития ШОС стал концентрировать свои усилия не только на вопросах безопасности и борьбе с терроризмом и , но и активно развивает новые форматы взаимодействия. Очень важно и то, что для принятия любых решений здесь заложен принцип консенсуса. Такая мощная и огромная страна как Китай имеет голос наравне с другими. При этом «старые» организации постепенно утрачивают свой статус. Мы давно ничего не слышали об ОБСЕ. Сейчас принято критиковать за недееспособность и ООН. Но в то же время растет авторитет новых интеграционных объединений, таких как ШОС, БРИКС, АСЕАН. И этим новым объединениям удалось обойтись без военно-политического направления в своей деятельности. Азиатские страны все активнее делают акцент на экономическом сотрудничестве, партнерстве по диалогу, обеспечению безопасности. И это в наше время исключительно важно.

Присутствующий на «круглом столе» онлайн с площадки Восточного экономического форума во Владивостоке управляющий Российским офисом Международной консалтинговой компании «Anyway.Law» Анджей Сапегин отметил, что в рамках работы форума предстоящему Саммиту Глав государств ШОС была посвящена целая секция «Роль ШОС в изменяющемся мире». Уже само по себе это подчеркивает важность предстоящего мероприятия и ожидания от итогов его работы. В повседневной деятельности ШОС руководствуется своей Хартией. В ее 17 статье говорится о том, что решения ШОС вводятся в национальное законодательство стран-участниц в соответствии с внутренними процедурами. На секции, где были и представители Китая и Индии, шел разговор о важности экономического сотрудничества в рамках ШОС. В частности, действительно обсуждались и вопросы деятельности Особых экономических зон. На Дальнем Востоке есть ТОРы – территории опережающего развития, в том числе и трансграничные. И регламенты их деятельности можно взять за основу для национального законодательства стран ШОС. Есть свои сложности в контексте регулирования взаимных инвестиций. Также обсуждался вопрос упрощения документооборота и сертификации. Все эти инициативы потребуют больших изменений в национальных законодательствах и регламентах стран-участниц ШОС, но, в конечном счете, приведут к увеличению темпов социально-экономического развития. А это именно то, что сейчас ждет население.

Подводя итоги «круглого стола», Директор Центра европейско-азиатских исследований Андрей Русаков прежде всего поблагодарил всех участников за готовность к диалогу и высказанные мнения. Действительно, созданная в рамках решения вопросов безопасности и борьбы с терроризмом Шанхайская организация сотрудничества сейчас проходит «второе рождение». Все больше запросов у стран-участниц на расширение сфер взаимного сотрудничества, прежде всего в экономической сфере. К этому активно «подталкивает» и внешняя ситуация – санкции стран коллективного Запада в отношении Китая и России привели к распаду логистических цепочек и системы платежей. И решение этих вопросов именно сейчас – это тоже тема национальной безопасности. Учитывая, что на Саммите Глав государств ШОС ожидается обсуждение всех этих проблем и в коллективном, и в двустороннем формате можно ожидать, что все страны этого интеграционного объединения обеспечат себе еще более высокие темпы социально-экономического развития. Данная тенденция уже заметна в постоянно увеличивающемся потоке заявок на получение статуса члена, наблюдателя и партнера по диалогу ШОС. Сейчас это уже почти половина населения планеты. Оглядываясь в прошлое, одними из ярких воспоминаний являются дни аналогичного Саммита Глав государств ШОС и БРИК в Екатеринбурге в июне 2009 года. Подготовка города к этому событию, строительство сопутствующей инфраструктуры позволили обеспечить качественный скачок в развитии этого российского мегаполиса. По факту именно с этого события Екатеринбург стал одной из неформальных столиц евразийского континента. Радует, что аналогичное событие сейчас ждет наших друзей и коллег в Самарканде. Мы желаем им успешной работы. А Самарканд и Екатеринбург действительно достойны того, чтобы стать городами-побратимами. «Шанхайский дух» - дух партнерства и сотрудничества - продолжает свое движение на планете!

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся