Экономика справа

Причина очередей на казахстанско-кыргызской границе и возможные решения

12 июня 2020
Распечатать
_ Юрий Кофнер, приглашенный научный сотрудник Сколковского института исследований развивающихся рынков, главный редактор аналитического портала «Евразийские Исследования». Москва, 12 июня 2020 г. Первопубликация в кыргызской газете «Взгляд».

Проблема

В торгово-экономических отношениях Киргизии и Казахстана возникли серьезные проблемы. В конце мая на киргизско-казахской границе образовалась огромная очередь большегрузов, в многокилометровой пробке стоят водители-дальнобойщики, которые не могут попасть в Казахстан. Недовольство киргизской стороны вызвано тем, что соседи ввели дополнительные требования по пересечению границы для большегрузного транспорта. С конца февраля казахской стороной осуществляется проверка и сканирование следующих документов: CMR (международная товарно-транспортная накладная), ТТН (товарно-транспортная накладная), инвойс или счет-фактура, техпаспорт на транспортное средство, талон о прохождении границы.КР назвала такие действия скрытым таможенным контролем, что в корне противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) с точки зрения обеспечения свободы перемещения товаров на внутреннем рынке интеграционного блока. Бишкек пригрозил саботировать работу Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), если она не будет удовлетворена расследованием этого вопроса. Ранее в ходе саммита ЕАЭС в мае 2020 года президент Кыргызстана Сооронбай Жээнбеков также поднял вопрос о полномочиях Комиссии и эффективности ее работы.

Причина

Я практически исключаю геополитические причины очередей на кыргызско-казахстанской границе, то есть то, что это какое-то скрытое давление на любую из стран-участниц ЕАЭС. Предположительно, наиболее вероятной причиной является конкуренция между таможенными службами и транспортно-логистическими компаниями за товарные потоки, идущие в Российскую Федерацию.В 2019 году на Российскую Федерацию пришлось 83,7 процента всего импорта в ЕАЭС из зарубежных стран. Это означает, что крупные российские торговые сети и бизнес-группы являются конечными потребителями основной массы иностранной продукции, ввозимой в ЕАЭС и проходящей транзитом через территорию других государств-членов. В связи с этим, эти российские ритейлеры имеют рыночную власть, чтобы решить, какой дорогой импортировать товары на российский рынок. Существует несколько основных вариантов: 1. По открытым морям через российские порты (Санкт-Петербург, Новороссийск и др.). 2. Из ЕС через Беларусь. 3. Из Китая через Кыргызстан и Казахстан. 4. Из Китая напрямую через Казахстан.Формально собранные таможенные пошлины распределяются по согласованной формуле между государствами-членами, но де-факто есть много нюансов. Например, существуют различные разрешенные методологии для расчета стоимости импортируемых товаров. К сожалению, теневая торговля занимает большую долю в импорте ЕАЭС. Например, в течение 2012-2018 годов среднегодовая недооценка китайского экспорта в Евразийский экономический союз составила 2,4 миллиарда долларов США или 3,9 процента экспорта из Китая в ЕАЭС.Итак, что будет делать российская розничная сеть, если грузовики с товарами из Китая сутками на пролет будут стоят на кыргызско-казахской границе? Она выберет другой маршрут непосредственно через китайско-казахстанскую границу, например, через КПП «Достык». Соответственно, кыргызские таможенные службы и транспортные компании проигрывают, а казахстанцы — выигрывают.Однако следует подчеркнуть, что в данной ситуации нет паршивых овец в одной стране, а в других странах — все «белые и пушистые». Кривда у всех своя. Все государства-члены, такие как Казахстан, хотят, чтобы первоначальное таможенное оформление проходило на их границе. Многие импортеры и транзитные компании, например, кыргызские челноки, пытаются «сэкономить деньги», используя поддельные или неполные товаросопроводительные документы. И, к сожалению, во всех государствах-членах существует постоянная проблема с коррупцией.Это та же самая причина продолжающегося существования теневого реэкспорта через Беларусь европейских сельскохозяйственных продуктов, которые находятся под российским запретом на импорт: белорусские контрабандисты не существовали бы без российских розничных сетей или владельцев рынков, заказывающих подсанкционированные продукты. В результате страдают честные импортеры, отчественные производители и сама евразийская интеграция.Однако не следует думать, что такие проблемы относятся исключительно к постсоветскому пространству. Недавнее исследование по Кильского института мировой экономики показал , что в 2018 году, ЕС имел профицит с самим собой в 307 млрд евро, что указывает на огромные объемы мошенничества с НДС. Потеря налоговых доходов может составить до 64 миллиардов евро в год.

Решение (я)

Существует несколько решений, каждое из которых имеет свои недостатки. Во-первых, страны-участницы ЕАЭС могли бы договориться об обязательной установке электронных навигационных пломб на грузовые автомобили и грузовые ж-д контейнеры., Вопрос в том, на какой границе или чей территории их устанавливать. Предположим, речь идет от транзит товаров из Китая через Кыргызстан, затем через Казахстан и, наконец, в Россию. Если пломба будет установлена ​​на территории России или Казахстана, то мы фактически вновь восстановим внутренние таможенные границы внутри ЕАЭС. Это также не решает проблему с очередями на границах. Однако, если пломба будет установлена ​​на китайско-кыргызской границе, то могут сохраниться страхи российских и казахстанских таможенных служб по поводу возможной недобросовестности кыргызской таможни, что может привести к дальнейшему конфликту.Во-вторых, государства-члены ЕАЭС могли бы договориться о кодах цифровой прослеживаемости, которые будут наноситься непосредственно на продукты . Цифровая маркировка должна стать обязательной, и без нее нельзя продавать товар в магазине. С ней можно будет четко проследить всю цепочку доставки. Однако реализация данной инициативы может оказаться довольно дорогостоящей, как для предприятий, так и для домашних хозяйств, а также технически сложной. Или, в некоторых случаях, порой почт невозможной. Например, как наносить цифровые коды отслеживания на помидоры?И в обоих вышеупомянутых вариантах сохраняется такая проблема, что и навигационное пломбирование, и цифровая маркировка «держатся» и продвигаются национальными бизнес-группами в каждой из стран ЕАЭС в отдельности. Это подкладывает дальнейший конфликтный потенциал, если ЕЭК не установит единых требований либо четких правил взаимного признания.Третий вариант, он скорее дополнительный, — это подписание и реализация соглашений между таможенными службами государств-членов ЕАЭС и третьими сторонами об обмене оперативной таможенной информацией. Подобное соглашение было подписано с Китаем в июне 2019 года. Его реализация началась в декабре того же года. К сожалению, с ЕС такого соглашения нет, так как по политическим причинам Европейская комиссия по-прежнему отказывается официально признать существование Евразийского экономического союза в качестве субъекта международного права. Но это довольно близоруко, потому что европейская экономика также проигрывает от теневой торговли со своим восточным соседом.В-четвертых, наиболее радикальным, но, на мой взгляд, единственным вариантом, который может в корне решить проблему, является: 1. либо передача таможенных полномочий на наднациональный уровень и создание «Евразийской таможенной службы»; 2. либо создание совместной таможенной проверки на внешних границах ЕАЭС , например, когда потоки товаров будут совместно проверяться на китайско-кыргызской границе таможенными службами Казахстана, Кыргызстана и представителями Евразийской экономической комиссии. Или на евро-белорусской границе таможенными службами Беларуси, России и ЕЭК. Такая практика существует на внешней границе Европейского Союза.Собранные таможенные пошлины будут по-прежнему распределяться в соответствии с обычной методологией, принятой и согласованной всеми государствами-членами ЕАЭС.Действительно, такой шаг ограничит национальный суверенитет над пограничным контролем, сбором пошлин и НДС. Однако — только символически, а не там, где это важно — с точки зрения государственных финансов. Напротив, благодаря большей прозрачности и выведению значительной части импорта товаров из теневого сектора, этот шаг увеличит бюджетные доходы и создаст более равные условия для отечественной промышленности.
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся