Экономика справа

ЕАЭС в глобальной экономике и направления интеграции в Большой Евразии. Часть 2.

19 июня 2017
Распечатать

Глава 2. Направления интеграции ЕАЭС в Большой Евразии

Внешнеэкономическое развитие ЕАЭС на пространстве Большой Евразии имеет четыре основных направления:
  1. Расширение ЕАЭС за счет вступления новых членов из числа постсоветских стран;
  2. Зоны свободной торговли между ЕАЭС и третьими странами ;
  3. Углубление экономической кооперации между ЕС и ЕАЭС;
  4. Проект сопряжения ЕАЭС и китайского Экономического пояса Шелкового пути.
Правильная реализация и сочетание этихнаправлений имеет для ЕАЭС принципиальное значение, прежде всего в силу возможных тектонических изменений в правилах мировой торговли, которые на сегодняшний день объективно не в пользу нашей интеграционной группировки.

2.1. Расширение ЕАЭС за счет вступления новых членов из числа постсоветских стран

Первым шагом на пути развития интеграции в Большой Евразии, является дальнейшее расширение ЕАЭС внутри самого постсоветского пространства за счет вступления новых членов из числа бывших советских республик.Наиболее вероятным кандидатом для следующего вступления в ЕАЭС является Республика Таджикистан. На начало 2015 года при Министерстве экономического развития и торговли РТ образована рабочая группа, которая изучает возможное присоединение Таджикистана к ЕАЭС и все последствия от этого.[17] Однако, полезность от его вступления для всего ЕАЭС ограничена рядом факторов. Так, исходя из табл.6., численность его населения в 2014 году составила бы 4,5% от численности населения ЕАЭС, доля ее ВВП в общесоюзном валовом продукте – всего лишь 0,4%. Таджикистан является одной из наиболее бедных стран постсоветского пространства. Его ВВП на душу населения (по ППС) в 2014 году составил 2700 долларов США (по сравнению с 12155 долл. США по среднему в ЕАЭС).Другим вероятным кандидатом является Узбекистан. И хотя официальный Ташкент пока не спешит в Евразийский Союз, 68% населения Узбекистана, согласно опросу Евразийского монитора от лета 2014 года, поддерживает вступление республики в ЕАЭС.[18] Стоит отметит, что прибавление 28,9 млн. узбекских граждан значительно расширил бы внутрисоюзный рынок, однако, имея ВВП per capita в 5600 долларов, его доля в общесоюзном ВВП составил бы только 2,9%.Возможным, но маловероятным, представляется интеграция Молдовы, что связанно с ее участием в Восточном партнерстве и подписанием соглашения о ЗСТ с ЕС в ноябре 2014 года.[19]Как отмечалось экономистами неоднократно, наиболее желательным членом для участия в евразийском интеграционном объединении, кроме трех стран-инициаторов, являлось и является украинская экономика. После России, она имела наиболее крупную численность населения в 44,3 млн. человек, что представляло собой почти ¼ от общесоюзной численности населения в 2014 году. При вступлении, она подняла бы общую численность Союза до 223,3 млн. человек, т.е. до ¾ от необходимого для конвергенции уровня в 300 млн. человек. Долгое время Украина являлась самой крупной экономикой на постсоветском пространстве после России. В 2013 году ее ВВП в текущих ценах составил 134,9 млрд. долларов США (5,6% от ЕАЭС), и ВВП на душу населения по ППС – 8200 долл. США.Однако Украина, из-за по-дефольтного состояния экономики, измождённой госпереворотом, разрывом внешнеэкономических отношений с Россией и гражданской войной, стала уже малопривлекательным партнером

2.2. Возможности заключения ЗСТ между ЕАЭС и третьими странами.

Одно из ключевых направлений торговой политики Евразийского экономического союза — создание сети соглашений о свободной торговле с третьими странами. Такие соглашения — эффективный инструмент получения преференциальных условий доступа на внешние рынки, развития экспорта и привлечения инвестиций, что, в свою очередь, необходимо для включения предприятий стран ЕАЭС в глобальные цепочки производства в интересах повышения их конкурентоспособности. Кроме того, сеть преференциальных соглашений снижает риски в международной торговле, связанные с политическими факторами.К началу 2016 года к созданию ЗСТ проявили интерес более 40 торговых партнеров государств — членов ЕАЭС.[20] Так, в 2014 году Комиссия провела активную работу по разработке соглашения о ЗСТ с Социалистической Республикой Вьетнам, к концу года переговоры были по существу завершены. Кроме того, на более ранних, но не менее важных стадиях находится работа с Государством Израиль, Арабской Республикой Египет, Республикой Индия, Исламской Республикой Иран и Республикой Корея. В 2014 году велась активная работа совместной исследовательской группы по изучению целесообразности создания ЗСТ с Израилем, были инициированы аналогичные процедуры с Египтом и Индией.В целях установление диалогового взаимодействия и формализации сотрудничества по вопросам торгово-экономической повестки с третьими странами, региональными (интеграционными) объединениями и международными организациями заключено четыре меморандума — два из них с КНР, а также с Конференцией Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (ЮНКТАД), Европейской экономической комиссией Организации Объединенных Наций.В 2014 году была инициирована работа над новыми меморандумами о сотрудничестве по торгово-экономическим вопросам — с общим рынком стран Южной Америки (МЕРКОСУР), Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН).ЗСТ ЕАЭС с Социалистической Республикой Вьетнам29 мая 2015 г. Евразийский экономический союз и Вьетнам заключили соглашение о создании зоны свободной торговли.Это Соглашение стало первым региональным торговым соглашением между ЕАЭС и третьей стороной.[21]Соглашение о создании зоны свободной торговли с Вьетнамом открывает новые перспективы для работы не только с Вьетнамом, но и с большим регионом АСЕАН, насчитывающим более 600 млн жителей.Ожидается, что реализация положений этого Соглашения позволит к 2020 г. увеличить товарооборот между странами ЕАЭС и Вьетнамом до 8-10 млрд долл. США с существующих 4 млрд. долларов США.[22]Таможенные пошлины будут снижены на 88% товаров взаимной торговли, из них на 59% – сразу же, а еще на 29% – постепенно в течение 5-10 лет. Средний уровень ввозных таможенных пошлин, взимаемых Вьетнамом с товаров из стран-членов ЕАЭС к 2025 г. будет снижен с существующих 10% до 1%.[23]Ожидается, что отмена таможенных пошлин приведет к росту экспорта мясной и молочной продукции, пшеницы, муки, сигарет, удобрений, нефти и нефтепродуктов, стальных труб и проката, шин и покрышек, автомобилей из ЕАЭС во Вьетнам. В свою очередь, Вьетнам сможет нарастить объемы торговли рыбой, рисом, фруктами и овощами, орехами, продукцией легкой промышленности, электронным оборудованием, изделиями из кожи, различными бытовыми готовыми изделиями.ЗСТ ЕАЭС с Государством ИзраильИзраиль рассчитывает в начале 2016 году вступить в формальные переговоры и в течение примерно двух лет выйти на соглашение о создании зоны свободной торговли с Евразийским экономическим союзом.Решение о запуске переговорного процесса с Израилем лидеры пяти государств ЕАЭС утвердили 16 октября 2015 года на саммите в казахстанском поселке Бурабай.Решение о начале формальных переговоров было принято по результатам работы совместной исследовательской группы ЕЭК и Министерства экономики РИ, которая вынесла заключение о целесообразности создания зоны свободной торговли. Для Израиля эффект ожидается в росте товарооборота с государствами ЕАЭС на 6-8%. Для России он будет не столь велик — «на уровне десятых долей процента». Однако, специалисты ЕЭК надеются, что интеграция повысит качество ее экономических отношений с Израилем, активизировав инвестиционный процесс и трансфер технологий.[24]Заключение соглашения о ЗСТ с Израилем выгодно для всех стран ЕАЭС, причем максимальный выигрыш связан с полной отменой тарифных барьеров в торговле с данной страной. Хотя выигрыш с точки зрения роста ВВП является незначительным (тысячные доли процента), рост благосостояния потребителей более выражен (особенно в случае России). При выстраивании переговорной стратегии с Израилем целесообразно акцентировать то обстоятельство, что дополнительный выигрыш может быть связан с осуществлением израильских инвестиций в экономику стран Евразийского экономического союза, в связи с чем в соглашение о ЗСТ следует ввести положения, способствующие снижению инвестиционных барьеров. Такие положения могут быть выгодны как для Израиля, так и для стран ЕАЭС (за счет притока инвестиций и трансферта технологий).ЗСТ ЕАЭС с Республикой ИндияВвиду определенной специфики экономики Индии, обусловленной высокой степенью развития отдельных промышленных и сельскохозяйственных секторов, а также ее экспортно-ориентированным характером, наличием широкой практики применения нетарифных барьеров и других особенностей, торгово-экономический эффект от заключения такого соглашения для государств – членов ЕАЭС не является очевидным.[25]Заключение соглашения о ЗСТ с Индией потенциально связано с расколом интересов в рамках ЕАЭС. Все рассмотренные сценарии заключения данного соглашения сопряжены с выраженными макроэкономическими выгодами.ЗСТ ЕАЭС с Республикой КореяАктивизация и углубление сотрудничества со странами Азиатско- Тихоокеанского региона является одним из приоритетов развития отношений Евразийского экономического союза с третьими странами как в контексте продвижения товаров на рынки этих государств, так и с точки зрения участия ЕАЭС в процессах региональной экономической интеграции. Одной из таких стран является Республика Корея. Однако подходы к дальнейшему развитию торгово-экономических отношений ЕАЭС с Республикой Корея, включая формат их реализации, а также охват возможных договоренностей требуют предварительного анализа и проработки с участием представителей экспертов и научных кругов государств-членов ЕАЭС и Республики Корея.В сложившихся условиях, перед Республикой Корея и государствами – членами ЕАЭС стоит задача оперативной совместной выработки эффективных механизмов сотрудничества, ориентированных на долгосрочную перспективу с учетом перспективных направлений и сфер для инвестиций, различных подходов стран к участию в региональной интеграции, возможных эффектов на двустороннюю торговлю между ЕАЭС и Республикой Корея в случае либерализации взаимной торговли и других важных аспектов торгово-экономического сотрудничества.[26]Выигрыш может быть связан с осуществлением корейских инвестиций в экономику стран ЕАЭС, в связи с чем в соглашение о ЗСТ следует ввести положения, способствующие снижению инвестиционных барьеров. Такие положения могут быть выгодны как для Республики Корея, так и для стран Евразийского экономического союза (за счет притока инвестиций и трансферта технологий).[27]ЗСТ ЕАЭС с Исламской Республикой ИранОдним из ключевых и наиболее перспективных направлений развития внешнего торгово-экономического сотрудничества Евразийского экономического союза и государств-членов ЕАЭС является регион Ближнего и Среднего Востока, страны Прикаспийского региона. В данном регионе наибольшим недоиспользованным потенциалом развития торговых и иных экономических отношений в настоящее время обладает Исламская Республика Иран (ИРИ), что обусловлено применением в отношении ИРИ международных санкций, ограничивающих торговлю, кооперацию и финансовое обслуживание сотрудничества, а также пребывание ИРИ вне рамок международного торгового права Всемирной торговой организации.В сложившихся условиях, в том числе учитывая наблюдающееся улучшение международной политической конъюнктуры в отношении Ирана, перед ЕАЭС и государствами – членами ЕАЭС стоит задача оперативной выработки совместно с ИРИ эффективных механизмов сотрудничества, ориентированных на долгосрочную перспективу.[28]

2.3. Проект сопряжения ЕАЭС и китайского Экономического пояса Шелкового пути

Под сопряжением Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути (ЭПШП) подразумевается проведение скоординированной политики, направленной на устранение административных, технологических и экономических барьеров в рамках коридоров, создание современных ММЛЦ и хабов.[29]Когда в 2013 году Председатель КНР Си Цзиньпин объявил о стратегии строительства экономических коридоров развития в Центральной и Южной Азии – «Экономического Пояса Шелкового Пути», Россия не проявила интереса к участию в проекте. Китай начал энергично продвигать проект через подписание двусторонних соглашений об участии со странами Центральной и Южной Азии и заключать соглашения о создании зон свободной торговли.Только 8 мая 2015 года в Москве было сделано заявление о сопряжении ЕАЭС и ЭПШП. На тот момент у Китая уже были подписаны двусторонние соглашения с Казахстаном, Белоруссией и Кыргызстаном о сотрудничестве в рамках проекта.КНР определил 3 транспортных направления ЭПШП, отвечающих стратегии развития Китая на долгосрочную перспективу:
  • южный — через Пакистан к глубоководному порту Гвадар, который Китай арендован на 43 года, и который соединит ЭПШП с проектом Морского Шелкового пути;
  • центральный — через Казахстан и страны Центральной Азии к Ирану;
  • северный — должен пройти через территории Казахстана и России.
Карта 1. Экономический пояс Шелкового путиИсточник: Mercator Institute for China Studies.Параллельно с северным маршрутом реализуется Транскаспийский МТМ через Казахстан, Азербайджан и Грузию. Несмотря на спорную экономическую целесообразность коридора, который проходит через большее количество таможенных зон и требует перевалки грузов с суши на море и обратно на сушу, Китай заинтересован в его реализации, о чем говорят переговоры между Китаем и Грузией о подписании соглашения о ЗСТ и решимости его подписать в этом году. Однако интерес КНР может ослабеть после того, как грузинский порт Анаклия достался США, а не Китаю в результате проведения тендера. Строительство глубоководного порта Анаклия в Вашингтоне было названо стратегически важным. Такое стремление США контролировать ключевой порт для Транскаспийского МТМ должно вызвать настороженность Китая.16 и 17 октября 2015 года на Саммите СНГ и Высшем госсовете ЕАЭС был принят документ о координации действий по вопросам сопряжения ЕАЭС и ЭПШП. Таким образом, страны ЕАЭС приняли решение участвовать в переговорном процессе с Китаем по сотрудничеству в рамках проекта ЭПШП с скоординированной позицией, что заставит больше учитывать наши интересы на переговорах, а также подтверждает приверженность стран ЕАЭС работать над созданием единого транспортного пространства.Параллельно председатель ЕЭК отправил в Брюссель предложение о начале переговоров по координации действий между ЕАЭС и ЕС.Среди основных преимуществ сопряжения с ЭПШП:
  • ЕАЭС исчерпал первоначальный эффект от создания общего рынка с ликвидацией пограничных барьеров. Странам союза нужны инвестиции в крупные инфраструктурные проекты, которые приведут к созданию новых рабочих мест и повышению внутренней региональной интеграции;
  • Санкции и давление со стороны Запада требуют перенаправления экономических и финансовых связей на восток;
Россия потенциально могла бы переключить на себя значительную часть евроазиатских товарных потоков. При 50%-ной российской доле в доходах транспортных систем это составит 1,5-2,5 трлн. долл. – сумма, превышающая объем российского ВВП. На пути транспортных магистралей может быть построено несколько современных городов с населением 1,5-2 млн. человек, что позволит разгрузить крупные мегаполисы в европейской части России и оживить малонаселенную территорию Сибири и Дальнего Востока. Сегодня Россия обслуживает не более 5-7% потенциального объема евразийского рынка транспортно-логистических услуг.Главной проблемой для развития транспортных коридоров и инфраструктуры на территории ЕАЭС остается недостаток инвестиций. Участие в проекте привлечет средства китайских структур:
  • Фонда Шелкового пути,
  • Азиатского банка инфраструктурных инвестиций,
  • Китайской инвестиционной корпорации.
Фонд Шелкового пути уже привлек $10 млрд, из них выделено $4 -5 млрд в инвестиции в ЭПШП и Морской Шелковый путь. Проинвестировано 3 проекта в рамках ЭПШП: ГЭС Karot (Пакистан), которая реализуется в рамках строительства китайско-пакистанской ветки ЭПШП, Покупка акций Pirelli – сейчас Китай контролирует 98% компании, и покупка 9,9% в проекте «Ямал СПГ» (сейчас 30% контролирует КНР, 50,1% — НОВАТЭК).Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ) начал функционировать с 16 января 2016 г. Уставной капитал $100 млрд. Крупнейшие акционеры: Россия (5,92%), Индия (7,5%) и КНР (26,1%). Всего учредителями являются 57 государств. Начало работы будет положено после создания руководящих структур в 1 квартале 2016 г. , в этом году можно ожидать и выделения средств на перспективные инфраструктурные и транспортные проекты в Евразии.Большую роль в реализации проектов должны сыграть Банк ШОС и Банк развития БРИКС, Евразийский банк развития, Фонд по развитию Дальнего Востока и Байкальского региона, Российский фонд прямых инвестиций.При сопряжении важно будет решить два ключевых вопроса: формат сопряжения и обеспечение безопасности на коридорах.По первому вопросу недавно высказалась министр по торговле ЕЭК Вероника Никишина, когда сообщила, что соглашение о сопряжении может состоять из соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве и определения конкретных проектов, формирования «дорожной карты» по проектам. Такая последовательность представляется логичной, потому что сухопутные транспортные коридоры дороже морских и сделать их более конкурентоспособными возможно через устранение таможенных барьеров, которых можно добиться в рамках торгово-экономического соглашения.Второй вопрос касательно обеспечения безопасности на транспортных коридорах стал острее после решения Китая дислоцировать свои войска на территории Пакистана в порту Гвадар для обеспечения безопасности китайско-пакистанского коридора. Необходимо будет найти компромиссный вариант для обеспечения безопасности евразийских коридоров, так как дислокация китайских вооруженных сил на территории стран ЕАЭС не представляется возможной.Способствовать сопряжению будут и переговоры между странами Евразийского экономического союза и Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), в рамках которых готовится соглашение об экономическом континентальном партнерстве, подразумевающем и зону свободной торговли. Предполагается, что на встрече глав государств Шанхайской организации сотрудничества 22 октября 2016 года в Ташкенте соглашение о создании такой зоны может быть подписано. Оно может «быть шире, чем ЗСТ» и утвердить свободное движение товаров, содействие товарообороту, вопросы движения капиталов, инвестиций, комфортная среда для увеличения доли в национальных валютах и преференциальный доступ к рынкам услуг.Помимо упомянутого выше АСЕАН большую роль в реализации идеи создания транспортных коридоров России-ЕАЭС должны сыграть ШОС с опорой на формируемый Банк организации и БРИКС с использованием потенциала своего Банка развития и взаимного политического доверия в группе.

Выводы к Главе 2.

Дальнейшее расширение Евразийского экономического союза в Большой Евразии за счет интеграции новых государств-членов из числа стран постсоветского пространства обещает дать малозначительный эффект в этом отношении. Следующим наиболее вероятным членом ЕАЭС станет Республика Таджикистан, которая одновременно является наибеднейшей на постсоветском пространстве. Соцопросы показывают однозначное одобрение со стороны населения Узбекистана в пользу возможности присоединения данной республики к ЕАЭС (68% опрошенных в 2014 г.), однако ее политическое руководство пока не сделало никаких шагов в этом направлении. Наибольший положительный эффект для обеих сторон дала бы всеобъемлющая экономическая интеграция между Украиной и ЕЭП-ЕАЭС, что было доказано в совместном исследовании ЦИИ ЕАБР и Академии Наук Украины (с населением в 44,3 млн. человек и ВВП в текущих ценах в 134,9 млрд. долларов США; 2013 г.). Однако подобный сценарий невозможен на данном этапе из-за насильственного государственного переворота в Киеве, приведшего к кризису в российско-украинских отношениях.По этой же причине были уменьшены надежды на создание общего экономического пространства между ЕС и ЕАЭС долгое время преобладавшими среди политического истеблишмента и экспертного сообщества обеих сторон. Заключение подобной «мега-сделки», как ее обозначает в своих работах Евгений Винокуров, имела бы большое значение и была бы стратегически обоснована. Так, в пользу концепции «Большой Европы» говорят значительная внешне-торговая взаимозависимость и экономическая взаимодополняемость: Евразийский экономический союз предоставил бы Европе необходимое сырье и энергоносители для стабильного роста, а европейские технологии и инвестиции помогли бы в экономической модернизации государств-членов ЕАЭС. По этой же причине создание голой ЗСТ между ЕС и ЕАЭС представляется нецелесообразной из-за несопоставимости конкурентоспособностей в секторе товаров с высокой добавленной стоимостью.Из-за невозможности реализации вышеназванного проекта «Большой Европы» ни в ближайшей, ни в среднесрочной перспективах, все большее значение приобретает активная деятельность ЕЭК по подписанию соглашения о зоне свободной торговли с третьими странами. В итоге должен сложиться целый ковер зон преференциальной торговли на пространстве Большой Евразии.В ходе этого «Поворота на Восток», как он известен в русскоязычном информационном пространстве[30], наиболее далеко идущим событием стала инициация проекта по сопряжению ЕАЭС и китайского экономического пояса Шелкового Пути. Однако, данный проект находится на самом начальном этапе своей реализации. Вопросы экономической целесообразности, финансирования и совместной координации данного проекта должны стать предметом дальнейших исследований.
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся