Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 5, Рейтинг: 5)
 (5 голосов)
Поделиться статьей
Денис Дегтерев

Д.полит.н., к.э.н., профессор, в.н.с. Института Африки РАН, профессор департамента международных отношений НИУ ВШЭ, профессор каф. мировой экономики МГИМО МИД России, эксперт РСМД

Сотрудничество по линии Юг–Юг – это международная помощь, которую одна развивающаяся страна оказывает другой. Однако сами развивающиеся страны выступают категорически против того, чтобы ставить знак равенства между традиционной международной помощью (развитые страны-члены Комитета содействия развитию ОЭСР оказывают ее беднейшим странам мира) и данной формой сотрудничества. О сотрудничестве Юг-Юг редакции РСМД рассказал Денис Дегтерев, к.э.н., заведующий кафедрой теории и истории международных отношений РУДН, доцент кафедры мировой экономики МГИМО (У) МИД России.

Сотрудничество по линии Юг–Юг – это международная помощь, которую одна развивающаяся страна оказывает другой. Однако сами развивающиеся страны выступают категорически против того, чтобы ставить знак равенства между традиционной международной помощью (развитые страны-члены Комитета содействия развитию ОЭСР оказывают ее беднейшим странам мира) и данной формой сотрудничества. О сотрудничестве Юг-Юг редакции РСМД рассказал Денис Дегтерев, к.э.н., заведующий кафедрой теории и истории международных отношений РУДН, доцент кафедры мировой экономики МГИМО (У) МИД России.

В чем заключается сотрудничество по линии Юг–Юг? Почему у членов ООН возникла необходимость институционализировать это сотрудничество?

Традиционная помощь в формате Север–Юг зачастую оказывается бывшими метрополиями своим бывшим колониям. По мнению развивающихся стран, такая помощь по-прежнему носит патерналистский характер и обусловлена целым рядом обязательств – так называемыми принципами благого управления (good governance) [1]. При этом доноры выступают по отношению к реципиентам в качестве менторов. Страны «глобального Юга» считают, что в таких условиях говорить о соблюдении в полной мере принципа суверенного равенства государств (пункт 1 статьи 2 Устава ООН) не приходится.

Пытаясь оградить себя от вмешательства доноров во внутриполитические и внутриэкономические процессы (не отказываясь при этом от их помощи), страны-реципиенты предприняли шаги по продвижению концепции «права на развитие» и обеспечению более справедливых, преференциальных условий для развивающихся стран в международной торговле и других международных режимах. На 6-й специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН в мае 1974 г. без голосования были приняты Декларация об установлении нового международного экономического порядка и Программа действий по установлению нового международного экономического порядка. Данные резолюции ГА ООН сыграли важную роль в формировании режима содействия международному развитию. Основные их положения упоминаются в преамбуле Декларации о праве на развитие 1986 г. Кроме того, они повлияли на формат сотрудничества стран ЕС–АКТ (Африка, Карибы, Тихий океан) в рамках Второй Ломейской конвенции (1980–1984 гг.).

Пытаясь оградить себя от вмешательства доноров во внутриполитические и внутриэкономические процессы (не отказываясь при этом от их помощи), страны-реципиенты предприняли шаги по продвижению концепции «права на развитие» и обеспечению более справедливых, преференциальных условий для развивающихся стран.

Вместе с тем с 1970-х годов наблюдается активизация сотрудничества развивающихся стран между собой по линии Юг–Юг. Безусловно, такое сотрудничество существовало и ранее – в рамках Движения неприсоединения, «Группы 77» и Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). На площадке ЮНКТАД, учрежденной еще в 1964 г., вопросы развития международной торговли четко увязаны с проблематикой международной помощи и экономического положения беднейших стран, в отличие от Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ, с 1994 г. – ВТО), которое рассматривает либерализацию международной торговли в качестве безусловного блага.

Денис Дегтерев

30 августа – 12 сентября 1978 г. в Буэнос-Айресе прошла первая Конференция ООН по техническому сотрудничеству между развивающимися странами. Принятый ее участниками План действий включал 38 рекомендаций, направленных на достижение самообеспеченности на основе взаимного сотрудничества в различных областях.

Дальнейшее развитие международных актов в данной сфере отражено в соответствующей резолюции ГА ООН (A/RES/49/96 от 19 декабря 1994 г.). В ней обозначены новые направления технического сотрудничества между развивающимися странами в условиях становления рыночной экономики в контексте глобализации. Необходимость опоры развивающихся стран на собственные силы зафиксирована в Декларации ООН о Новом партнерстве в интересах развития Африки (НЕПАД) 2002 г.

По каким направлениям осуществляется наиболее интенсивное взаимодействие? Какие области нуждаются в развитии?

Особенность сотрудничества Юг–Юг заключается в преобладании технической помощи, в передаче экспертизы по тем или иным направлениям экономического и научно-технического развития. С этой целью в целом ряде развивающихся государств созданы центры передовых технологий. Страны «глобального Юга» считают, что только они сами в полной мере понимают истинные потребности друг друга и могут предложить оптимальные способы их удовлетворения. Сотрудничество Юг–Юг отличается от традиционной международной помощи тем, что помощь не увязывается с требованиями проведения экономических и политических реформ, а отношения носят партнерский характер. Безусловно, аграрно-сырьевая специализация бывших колоний в системе международного разделения труда поначалу тормозила развитие полноценного сотрудничества.

Особенность сотрудничества Юг–Юг заключается в преобладании технической помощи, в передаче экспертизы по тем или иным направлениям экономического и научно-технического развития.

В рамках принятого в Буэнос-Айресе Плана действий в первые десять лет создавались национальные координационные пункты и разрабатывались процедуры взаимодействия. Во втором десятилетии приходилось, главным образом, адаптировать концепцию сотрудничества Юг–Юг к сложившимся на тот момент условиям. В третьем десятилетии началось расширение торгово-инвестиционных потоков между странами «глобального Юга», активизировались поставки высокотехнологичных товаров и услуг. Например, Бразилия стала мировым лидером по технологии производства этилового топлива (биоэтанола).

dilemma-x.net
3 Саммит "Африка - Южная Америка", 2013

Одновременно развивается несколько различных форматов сотрудничества Юг–Юг. На межрегиональном уровне активизировалось взаимодействие стран Африки и Латинской Америки. Было проведено два саммита по сотрудничеству этих стран. Первый прошел в 2006 г. в Абудже (Нигерия) с участием представителей 53 африканских и 12 южноамериканских государств. В работе второго саммита, проведенного по инициативе У. Чавеса в Венесуэле в 2009 г., приняли участие руководители 49 государств Африки и 12 государств Латинской Америки. Площадки для данных саммитов были выбраны не случайно: и Нигерия, и Венесуэла – одни из лидеров сотрудничества в формате Юг–Юг. Так, в Нигерии в 2001 г. под эгидой Африканского банка развития был создан Нигерийский фонд технического сотрудничества для распространения технологий в странах Африки. В Венесуэле с 1993 г. под эгидой Экономической комиссии ООН для Латинской Америки реализуется Программа им. Симона Боливара, также направленная на развитие технологий в странах Латинской Америки. Кроме того, У. Чавес был активным сторонником антиамериканских интеграционных проектов стран «глобального Юга», формирования «оси добра», Боливарианского альянса и других инициатив.

Помимо межрегионального взаимодействия, с африканским континентом активно сотрудничают Бразилия, КНР, Индия, ЮАР. Примечательно, что Бразилия развивает отношения, в первую очередь, с лусофонскими (португалоязычными) странами Африки, опираясь на «инфраструктуру взаимодействия», созданную Португалией для сотрудничества со своими бывшими колониями. КНР также эффективно использует в сотрудничестве с африканскими странами «инфраструктуру взаимодействия», созданную Францией для взаимодействия со своими колониями. Регулярно проводятся саммиты КНР–Африка, Бразилия–Африка.

ООН остается основной площадкой на этом направлении (ключевое подразделение – Управление ООН по сотрудничеству Юг–Юг.

Отдельно стоит отметить участие развитых стран (например, Японии) в сотрудничестве Юг–Юг на трехсторонней основе. Развитые страны передают часть своих технологий и финансов для стимулирования развития отношений между развивающимися странами.

Есть ли организации, помимо ООН, занимающиеся этим направлением?

ООН остается основной площадкой на этом направлении (ключевое подразделение – Управление ООН по сотрудничеству Юг–Юг). Помимо ЮНКТАД, здесь стоит отметить созданную в 1962 г. Организацию Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), в рамках которой идет обмен опытом и ноу-хау в области реализации промышленных проектов.

Важную роль в качестве рупора «глобального Юга» и главного инициатора сотрудничества в формате Юг–Юг играет «Группа 77». В 2003 г. в Марракешской декларации, принятой на совещании Группы, развивающиеся страны в очередной раз подчеркнули необходимость и даже безальтернативность сотрудничества между собой для выхода на траекторию самодостаточного развития.

qatarconferences.org
2 Саммит Группы 77 и Китая, 2005

Примечательно, что американские эксперты тщательно отслеживают позицию стран «глобального Юга» по вопросам сотрудничества Юг–Юг, в том числе в рамках так называемых подходов третьего мира к международному праву (Third World Approaches to International Law – TWAIL). Первая конференция по данной проблеме (TWAIL-I) была проведена в Гарвардской школе права в 1997 г., вторая (TWAIL-II) – в Школе права Осгуд-Холла Йоркского Университета в Онтарио (Канада) в 2001 г., третья (TWAIL-III) – в Школе права Олбани в 2007 г. В октябре 2011 г. в Школе права Университета штата Орегон прошла очередная международная конференция по подходам третьего мира к международному праву (TWAIL-2011). В том же году вышел специальный номер индийского журнала «Торговля, право и развитие», посвященный этой проблеме.

Какую роль в содействии развитию данного вида сотрудничества играет Россия?

Россия рассматривает сотрудничество по линии Юг–Юг как важный элемент глобальной архитектуры содействия развитию, дополняющий традиционные формы помощи на данном направлении. В 1960–1980-е годы альтернативным источником международной помощи выступали страны Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) во главе с СССР и КНР. Сразу после развала социалистической системы хозяйствования «монолитность» в рядах доноров значительно окрепла, что в ряде случаев было чревато принятием субъективных решений о судьбе отдельных реципиентов. В 2000-е годы, по мере развития потенциала «новых доноров» (страны БРИКС) архитектура международной помощи снова становится многообразной.

Безусловно, потенциал участия России в формате сотрудничества Юг–Юг (на трехсторонней основе) в полной мере еще не раскрыт. Речь идет о новых амбициозных проектах в сферах подготовки кадров, добычи природных ресурсов, спутниковой связи, медицины, ядерной энергетики и др.

1. Определение понятия «благое управление» содержится, в частности, в Соглашении Котону, заключенном между ЕС и странами АКТ в 2000 г. (статья 9, абзац 3): «В рамках политической и административной системы, основанной на соблюдении прав человека, демократических принципов и принципов правового государства, ответственное государственное управление означает прозрачное и ответственное управление человеческими, природными, экономическими и финансовыми ресурсами и их использование для сбалансированного и устойчивого развития. В него входят однозначные правила для административных процедур, прозрачные и ответственные государственные органы, приоритет закона при управлении и распределении ресурсов и осуществление мер, особенно для предотвращения коррупции и борьбы с ней».


Оценить статью
(Голосов: 5, Рейтинг: 5)
 (5 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся