Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Анастасия Борик

Латиноамериканист, колумнист-эксперт журнала Brasil.ru, эксперт РСМД

Апрель во многих странах региона начался с политических штормов: публикация «панамских бумаг» поставила в неудобное положение высокопоставленных политиков Аргентины, Эквадора, Чили и Венесуэле. Одновременно бразильскому лидеру Дилме Руссефф угрожает импичмент за махинации с бюджетом страны, а в Перу в первом туре президентских выборов одержала победу дочь бывшего диктатора Фухимори.

«Панамские бумаги» и Латинская Америка: кто попался

3 апреля Международный консорциум журналистов-расследователей опубликовал доклады по итогам анализа огромного объема конфиденциальных документов панамской компании Mossack Fonseca, специальность которой – организация бизнеса в офшорах. Разоблачения касаются многих политиков и общественных деятелей по всему миру, и Латинская Америка не исключение.

 

Среди лидеров, напрямую упомянутых в бумагах, оказался, в частности, президент Аргентины Маурисио Макри, который упоминается в бумагах в связи с двумя офшорными компаниями («Kagemusha», «Fleg Trading»). На первый взгляд «офшорное досье» должно серьезно ударить по Макри, ведь правый консервативный политик и успешный бизнесмен уже не раз становился объектом критики именно за свою связь с крупным бизнесом. Макри стал президентом только в декабре прошлого года, и его политические противники не дремлют: практически сразу после публикаций депутат от оппозиции Норман Мартинез (сторонник киршнеризма) потребовал инициировать расследование и даже получил положительный ответ от судей. Макри предстоит пройти проверку на добросовестность, однако не похоже, что президент всерьез этим обеспокоен. «Панамские бумаги» дали и ему определенный козырь: офшорные махинации затрагивают и деятельность «киршнеристов», в частности, говорят о наличии компании у Дэвида Муньеза, доверенного лица бывшего президента Киршнера и его супруги.

 

 Photo: http://www.elciudadanogba.com

 

Есть пострадавшие и в Чили: как это ни парадоксально, но в этой стране жертвой разоблачений стал теперь уже бывший президент организации «Чили Транспаренте», местного отделения «Transparency International». Гонсало Делавю Светт без лишнего шума сразу отправился в отставку, став первым официальным лицом в Латинской Америке, который отказался от должности в свете публикации «панамского досье».

 

Под ударом оказался и двоюродный брат президента Эквадора Рафаэля Корреа – Педро Мигель Дельгадо Кампанья, который в прошлом занимал должность председателя ЦБ Эквадора. В его случае речь идет о сомнительной сделке по выделению кредита ему и его супруге на приобретение недвижимости в Майами на сумму 190 тыс. долл. США. Ныне проживающий в США Дельгадо на вопросы журналистов Консорциума не ответил.

 

В Венесуэле публикации включают ряд значимых сторонников «чавизма», например, Адриана Веласкеса, начальника безопасности при Уго Чавесе. Веласкес и его супруга зарегистрировали офшорную компанию на Сейшелах, а сейчас, по данным расследования, проживают в Доминиканской Республике, и комментировать наличие у них компании отказываются.

От одной проблемы к другой

Photo: http://www.lared.am

 

Непростой период переживает бразильское руководство во главе с президентом Дилмой Руссефф: последние несколько месяцев страна наблюдает скандал за скандалом, процент одобряющих действия президента упал до 10, а поддержка импичмента подскочила до 68%. Коррупционный скандал вокруг нефтяной «Petrobras», неудачные попытки спасти от расследования своего предшественника и наставника Лулу да Силва, распространение вируса Зика, срывы сроков строительства олимпийских объектов, выход из правящей коалиции главного партнера – это только часть бед, одновременно обрушившихся на бразильского лидера. Однако главной головной болью стала перспектива президентского импичмента, которая значительно ближе и реальнее, чем хотелось бы Руссефф и ее сторонникам.

 

В середине марта на улицы Бразилии вышли сотни тысяч бразильцев, требовавших расследования деятельности Руссефф и ее соратников из «Партии трудящихся», которых оппозиция обвиняет в масштабных коррупционных нарушениях. Импичмент, о котором заговорили еще в декабре прошлого года по инициативе председателя нижней палаты Эдуардо Куньи, тогда стал чуть ближе к реальности, однако окончательно обрел очертания лишь 6 апреля, когда специальная Комиссия в бразильском парламенте вынесла рекомендации о необходимости отстранения Руссефф от должности.  Официальное обвинение: манипуляции с государственными счетами для сокрытия реального дефицита бюджета страны.

 

17 апреля тень импичмента накрыла президентский дворец полностью: нижняя палата Парламента одобрила начало процедуры импичмента против Руссефф, и хотя даже на этой стадии процесс далек от завершения, перспективы бразильского лидера не самые оптимистичные. В середине мая должна окончательно решиться ее политическая судьба: верхняя палата – Сенат – проголосует за или против сохранения президентских полномочий за Дилмой Руссефф.

 

Интрига сохраняется, и одновременно растет число желающих занять пост Руссефф: ходят слухи, что даже партнер действующего президента, вице-президент Мишель Темер, не прочь оказаться в кресле Руссефф, отстранив ее от власти руками оппозиции. У Темера для этого немало «козырей», в частности, в отличие от Руссефф он пользуется широкой поддержкой в Палате представителей, не говоря уж о том, что по конституции именно он займет пост президента в случае расследования и импичмента. Впрочем, для Темера ситуация не столь однозначна: ему самому может угрожать импичмент, если будет доказана его причастность к каким-либо нарушениями действующего кабинета.

«Перуанцы хотят примирения»

Photo: http://www.latinamericanpost.com

 

Фамилия Фухимори для перуанской политики – настоящая красная тряпка для быка. Альберто Фухимори был президентом Перу с 1990 по 2000 г., создав себе репутацию, вероятно, самого неоднозначного перуанского политика и руководителя. Отбывая сейчас 25-летний срок за преступления против человечности, Фухимори продолжает оказывать серьезное влияние на перуанскую политику, оставаясь популярным благодаря целому ряду своих достижений, включая успешную борьбу с терроризмом Сендеро Луминосо (Сияющий путь) и экономический рост.

 

По понятным причинам сам Фухимори не может участвовать в политическом процессе, за него это успешно делают его дети – Кейко и Кенджи. Они в политике давно и шли к нынешнему успеху «фухиморизма» долго и последовательно, преодолевая не только негативные настроения вокруг наследия семейства Фухимори, но и скепсис всевозможных политологов и политтехнологов. 10 апреля в Перу состоялись президентские и парламентские выборы, на которых «фухиморизм» одержал убедительную победу. В первом туре Кейко Фухимори набрала 39,8% голосов, опередив двух своих главных соперников – право-центриста Педро Пабло Кучински и кандидата от левых Веронику Мендоса. Одновременно в парламенте большинство мест получила партия Кейко «Народная сила», а самым популярным кандидатом стал брат Кейко – Кенджи Фухимори.

 

Нынешний успех Кейко Фухимори в первом туре – отчасти ожидаемый, но от этого не менее значимый. 5 июня Кейко и ее команда надеются подтвердить свои результаты, и тогда можно ожидать наступления новой эры в перуанской политике: после довольно продолжительного периода доминирования левых и лево-центристов в Перу власть снова окажется в руках правых. Что ж, возможно, это именно то, о чем говорила Кейко в своей речи после оглашения первых результатов: перуанцы хотят перемен и политического примирения, и больше не хотят конфликтов.

 

Начало апреля выдалось насыщенным на события, представляется, что они будут только набирать обороты в течение месяца. Вполне возможно, что нынешний апрель – еще одна веха на пути Латинской Америки к большим региональным переменам.

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся