Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Александр Пивоваренко

К.и.н., старший научный сотрудник Института славяноведения РАН, старший научный сотрудник Института диаспоры и интеграции, автор телеграм-канала «Далматинская фактория»

Одно из наиболее анонсируемых мероприятий сербского правительства Александра Вучича – модернизация транспортной инфраструктуры Сербии. Об обновлении транспорта говорят текущие и перспективные планы государственного развития. Участие российских корпораций в инфраструктурных проектах (в первую очередь, РЖД), представляет собой конкретное наполнение договора о российско-сербском стратегическом партнерстве 2013 г.

 

Проблема имеет широкий контекст. Больше всего в результате разрыва экономических и политических связей в бывшей Югославии в 1990-е гг. пострадала транспортная сеть Сербии и Черногории, лишившаяся прежнего экономического и смыслового наполнения. Были и прямые разрушения: в ходе агрессии НАТО 1999 г. против Югославии бомбы нацеливались именно на мосты и дороги [1].

 

Flickr/ Mark Harkin
YU-APF A319 Air Serbia

 

Что касается отдельных республик, то первым государством, обратившим внимание на вопрос коммуникаций, стала Хорватия. Во второй половине 1990-х гг. она провела масштабную модернизацию автодорожной системы, с привлечением немецких и французских инвестиций. В результате возникла вполне современная сеть шоссе, соединившая Загреб с важнейшими городами и регионами побережья, тяготеющими к автономии исторически, что позволило решить проблему унитаризации страны.

 

С подобными проблемами сталкивается и нынешняя Сербия, в состав которой входят склонные к самостоятельности территории (автономный край Воеводина и область Рашка-Санджак), проблемы вызывают также отторгнутый край Косово и соседняя Черногория, возникшая в результате «добровольно-принудительного» раздела 2002-2006 гг., но продолжающая сохранять важнейшее значение для экономики и безопасности Сербии.

 

После создания в 1989 г. Авиалиний Загреба (сейчас – Хорватские авиалинии) и появления национальных перевозчиков в других отделившихся республиках, стало снижаться значение Югославских авиалиний (JAT), некогда одной из крупнейших компаний Европы. В 1990-е гг. компания столкнулась с материальным и экзистенциальным кризисом, лишилась части направлений, пострадала от санкций и выросших цен на топливо. Большую часть 2000-х гг. компания, находившаяся на госбалансе, провела в состоянии кризиса.

 

С 2008 г. правительство Сербии несколько раз пыталось приватизировать JAT, постоянно снижая цену. Наконец, в августе 2013 г. был найден покупатель в лице Etihad Airways. В результате сделки арабский инвестор получил 49% акций и еще одну точку входа на европейский рынок (примерно в это же время были приобретены доли в Air Berlin и Alitalia). Сербы получили полное обновление материально-технической базы и пятилетний план развития. Новая компания получила название Air Serbia.

 

Став членом мощного международного альянса, Air Serbia получила доступ к 147 направлениям по всему миру, включая Ближний Восток и США. Были возрождены практически все региональные направления. Выросшая мощь сербского перевозчика позволила заключить партнерское соглашение с авиакомпанией Черногории, что отвечает ее интересам. Обновление компании имело и политическое значение и символизировало, исходя из видения руководства Сербии, окончательный выход государства из международной опалы. В 2014 г., спустя 23 года, состоялся перелет Белград-Загреб. В июне 2016 г. Air Serbia стала первой компанией региона, осуществившей рейс в Нью-Йорк. Новое направление было открыто после визита А. Вучича в США в июне 2015 г. и в канун визита Д. в Сербию вице-президента Д. Байдена 16 августа 2016 г.

 

На первый взгляд идеальная сделка имеет свои «но», касающиеся условий. Исходя из положений договора, сербская сторона была вынуждена согласиться со сменой CEO компании, увольнением 1300 работников, обязательствами по выплате старого долга в 200 млн долл. Наконец, пойти на непропорциональное инвестирование – так, в 2013 г. правительство Сербии вложило в компанию 90 млн долл., в то время как Etihad лишь 40 млн. Усложнились отношения с аэропортом Белграда, которому авиаперевозчик должен 22 млн долларов, но правительство, пользуясь тем, что оно владеет 83% акций аэропорта, настаивает на списании этого долга. Взамен было получено покровительство мощного бренда, пятилетний план развития и надежды на самоокупаемость, что позволит вернуть вложенные средства.

 

Однако эти недостатки, которые периодически политизируются, сегодня затмеваются оптимистичными финансовыми сообщениями. В 2014 г. компания впервые показала прибыль в 2,7 млн евро, и с тех пор цифры растут.

 

Похоже, сегодня Air Serbia – значимый актив и весьма выгодное приобретение для арабского владельца. Для Сербии компания стала брендом, частью имиджа меняющегося государства. Однако для конвертации инвестиции в прибыль требуется время и сохранение политической стабильности в регионе.

 

В Сербии и Черногории было разрушено 22 и повреждено 12 мостов, 7 железнодорожных вокзалов, 6 аэродромов, не считая автомагистралей разного значения. См.: Гуськова Е.Ю. История югославского кризиса. М., 2001. С. 677.

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся