Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 2, Рейтинг: 3)
 (2 голоса)
Поделиться статьей
Руслан Мамедов

К.и.н., научный руководитель Центра внешнеполитического сотрудничества им. Е. М. Примакова, старший научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований ИВ РАН

В четверг 22 декабря 2016 г. советник премьер-министра Ирака Фалех аль-Файяд провел встречу с секретарем Совета Безопасности России Николаем Патрушевым. Эта новость появилась в иракских и российских СМИ. Последние, ссылаясь на пресс-службу аппарата Совбеза РФ, представили новость дежурно. Представляется, что стоит уделить этому событию чуть больше внимания.

 

Фалех аль-Файяд — не просто советник по национальной безопасности, но и глава недавно официально влившейся в структуры безопасности Ирака аль-Хашд аш-Шаабий. Об этом мы уже писали ранее. Соответственно, с этого ракурса данная встреча представляется интересной. Мы не можем знать о договоренностях, к которым, возможно, пришли стороны. Тем не менее очевидно, что Россия может начать прощупывать почву своих будущих действий и на иракском направлении. Это демонстрирует то, что у сторон существует понимание связи происходящего в Сирии с событиями в Ираке. Российские эксперты называют это единой сирийско-иракской кризисной зоной.

 

 

Фото: almanar.com

 

Фалех аль-Файяд

 

Согласно информационному порталу аль-Хашд аш-Шаабий, на встрече присутствовал и заместитель министра иностранных дел России, спецпредставитель президента РФ по Ближнему Востоку и странам Африки Михаил Богданов. Также аль-Файяд прибыл с посланием Владимиру Путину от премьер-министра Ирака Хайдера аль-Аббади.

 

С 2014 г. в Багдаде действует информационно-координационный центр. В него входят Россия, Иран, Ирак и Сирия. Считается, что в нем присутствуют и представители ливанской «Хезболлы» — об этом заявили и турецкие эксперты на конференции в Анкаре РСМД и Центра стратегических исследований (SAM) МИД Турции. Причем у них этот факт не вызывал особого раздражения, что, конечно, иначе бы воспринималось в монархиях Залива. Еще в 2014 г. духовный лидер Ирака аятолла Али ас-Систани приветствовал российскую помощь этой стране. Помощь осталась относительной во многом из-за позиции США. Тем не менее стоит отметить важную роль, которую сыграла Россия в борьбе с ИГ в период, когда иракская армия терпела поражения. Оперативные поставки военной техники в Ирак из России — в первую очередь самолеты Су-25, вертолеты Ми-28НЭ и Ми-35М — помогли иракцам противостоять ИГ почти у самого Багдада. Этот фактор обретает особую важность, учитывая, что США не смогли предоставить аналогичную поддержку своим союзникам в Багдаде за столь короткий срок. Российская техника была передана в рамках реализации контракта, подписанного между Москвой и Багдадом, на сумму 4,2 млрд долл в 2013 г.

 

У России существует положительный опыт взаимодействия с Ираком в сфере ВТС. Возможно, одной из тем встречи аль-Файяда и Н. Патрушева и стали поставки вооружений. Однако этот вопрос мог быть далеко не единственным. Совсем недавно президент России назначил нового посла в этой стране, что может говорить о некоторой смене курса. Вероятно, речь идет об активизации действий России в Ираке. Тем не менее необходимо учесть и внутриполитическую ситуацию в Ираке, как и его взаимодействие с внешними силами.

 

С момента вторжения США в 2003 г. и свержения режима С. Хуссейна Ирак традиционно находился под почти прямым управлением Соединенных Штатов. Тем не менее подрыв государственности Ирака только увеличивал роль Ирана во внутриполитической повестке, а с выводом американских войск в 2011 г. Ирак попал под влияние Ирана. И несмотря на то, что США сохраняют свои каналы воздействия на Багдад, сегодня Иран — один из наиболее активных игроков в Ираке. В 2017 г. в Ираке пройдут выборы. От поддержки Ираном тех или иных иракских политических сил во многом зависит то, как будет двигаться политический процесс.

 

Российско-иранское взаимодействие в Сирии принесло свои плоды за год активной работы российских специалистов и ВКС в этой стране. Именно поддержка России позволила сирийской арабской армии стабилизировать и улучшить ситуацию на различных направлениях. Однако все это время поддержку людскими ресурсами Б. Асаду оказывали иранцы, «Хезболла» и в том числе отдельные иракские военизированные формирования из той самой аль-Хашд аш-Шаабий. Так или иначе, во всем этом прослеживается связь: российско-иранское взаимодействие, аль-Хашд аш-Шаабий и их деятельность как на территории Ирака, так и в Сирии, а также поставки российских вооружений.

 

Багдад назначил нового Чрезвычайного и Полномочного Посла Ирака в России Хайдара аль-Аззари. Последний на встрече с М. Богдановым 27 декабря заявил о том, что намерен «исполнять директивы иракского правительства по повышению уровня политического сотрудничества и в сфере безопасности между двумя странами».

 

 

Фото: www.elmonzar.net

 

Встреча Михаила Богданова и Хайдара аль-Аззари

 

В самом Ираке в преддверии провинциальных выборов 2017 г. многие политические силы в стране сейчас ведут подготовительные работы. С трудностями на этом направлении столкнулся бывший премьер-министр Ирака, глава парламентского блока «Государство закона» Нури аль-Малики, осуществлявший турне по южным провинциям Ирака. Когда Нури аль-Малики проводил конференцию в культурном центре нефти в Басре, здание стали штурмовать до того выступившие с протестами против его присутствия массы. Ранее его также «тепло» приняли в провинции Ди-Кар. Сам аль-Малики, вернувшись в Багдад, все списал на некие заговоры против Ирака (бывший иракский премьер и в случае с потерей ряда городов, перешедших в 2014 г. под контроль ИГ, говорил о заговоре). В то же время нынешний премьер-министр Хайдар аль-Аббади продолжает пользоваться поддержкой иракского шиитского религиозно-политического деятеля, главы движения садристов Муктады ас-Садра. Они провели встречу 26 декабря, на которой отметили важность взаимодействия. Это, конечно, выбивает почву из-под ног их политических противников, в т.ч. Нури аль-Малики. В свою очередь, продолжает свою работу по проекту «исторического урегулирования» или «национального урегулирования» и глава Высшего исламского совета Ирака, председатель национальной иракской коалиции Аммар аль-Хаким. Он заявил, что компромисс будет гармонизировать с реалиями Ирака.

 

В новом году операция по освобождению Мосула продолжится. На фоне борьбы с ИГ ситуация в Ираке в 2017 г. будет оставаться нестабильной. Несмотря на серьезное внешнее влияние, путь к национальному примирению будет все также зависеть от самих иракцев.

Оценить статью
(Голосов: 2, Рейтинг: 3)
 (2 голоса)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся