Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 17, Рейтинг: 4.47)
 (17 голосов)
Поделиться статьей
Артемий Джафаров

Магистрант факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ

18 сентября 2014 г. Шотландская Национальная Партия организовала референдум о независимости Шотландии, на котором сепаратисты потерпели поражение. Однако разговоры о необходимости проведения нового референдума были возобновлены в 2016 г. и продолжались до июня 2022 г., когда Никола Стерджен, лидер ШНП и первый министр Шотландии, объявила о планируемом втором референдуме 19 октября 2023 г.

Националисты настаивают, что во время первого референдума о независимости Шотландия видела себя частью Европейского союза, и одним из ключевых аргументов против сепаратизма в то время был ее автоматический выход из ЕС. Как следствие, ШНП с 2016 г. последовательно развивала риторику о том, что Лондон своими действиями, в особенности Brexit, подтверждает свое полное пренебрежение интересами Шотландии.

Негативные последствия выхода Шотландии из состава Великобритании для центрального правительства достаточно очевидны: создание прецедента о возможности для успеха сепаратизма, лишение Вестминстера доступа к нефтяным запасам Шотландии и, как следствие, к генерируемой за счет добычи нефти прибыли.

Позиция премьер-министра Великобритании Бориса Джонсона на данный момент непреклонна: он отрицает необходимость проведения референдума. Для Лондона вопрос о независимости Шотландии если не закрыт, то отложен на десять-пятнадцать лет. Подобная логика не лишена смысла, в противном случае можно предположить, что ШНП стоит просто проводить референдумы раз в пять-семь лет, пока нужный результат наконец не будет достигнут. В таком случае подобные выражения народной воли будут лишены какого-либо веса.

Помимо главного вопроса — самой возможности проведения референдума — необходимо учитывать экономический аспект. ШНП пока не выдвинула ясной экономической программы развития независимой Шотландии. Остаются без ответа многие важные вопросы: например, валюты, или касающиеся потенциальных изменений в системах налогообложения, социальных выплат, страхования. Создание независимого государства предполагает воссоздание отсутствующей уже веками сухопутной границы между Шотландией и Великобританией, что существенно затруднит передвижение по острову как товаров, так и людей. Также стоит учитывать существенные финансовые вложения, осуществляемые правительством Великобритании в Шотландию, и косвенные выгоды, получаемые регионом в составе Великобритании.

Недавние выборы в местные органы самоуправления подтверждают абсолютную гегемонию ШНП в электоральном поле. Обещание выйти из состава Великобритании позволяет ей доминировать в региональной политике, оказывая серьезное влияние на политические процессы Великобритании. Проигранный же референдум о независимости уберет из арсенала партии ее самое мощное оружие, что заставит ШНП или радикально изменить свою повестку, или, что вероятнее, приведет к утрате доверия избирателей.

Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, не являясь федерацией, состоит из четырех разительно отличающихся друг от друга регионов. «Столичная» Англия наиболее густонаселена, именно в ней сосредоточены основные промышленные, образовательные, финансовые центры государства. Помимо нее в Великобританию также входят так называемые кельтские регионы: Северная Ирландия, Уэльс и Шотландия. В XXI в. именно из Шотландии наиболее громко звучат призывы националистов к сепаратизму и созданию независимого государства.

18 сентября 2014 г. Шотландская Национальная Партия (далее — ШНП) организовала референдум о независимости Шотландии, на котором сепаратисты потерпели поражение, так как 55,3% голосов были отданы в пользу сохранения единства Соединенного Королевства. Однако разговоры о необходимости проведения нового референдума были возобновлены в 2016 г. и продолжались до июня 2022 г., когда Никола Стерджен, лидер ШНП и первый министр Шотландии, глава регионального правительства, выступая в шотландском парламенте, объявила о планируемой дате второго референдума о независимости. Националисты предполагают провести его 19 октября 2023 г.

Негативные последствия выхода Шотландии из состава Великобритании для центрального правительства достаточно очевидны: создание прецедента о возможности для успеха сепаратизма, лишение Вестминстера доступа к нефтяным запасам Шотландии и, как следствие, к генерируемой за счет добычи нефти прибыли. Однако какие риски несет референдум для самих националистов — главных идеологов независимости? И почему проведение повторного референдума — это проблема?

Вопрос законности и веса повторного референдума

Формально Шотландия не имеет никаких прав на проведение референдума о независимости без разрешения центрального правительства. Этот фактор сдерживал и до сих пор сдерживает ШНП. Но, как заявила Никола Стерджен, партия отправила запрос в Верховный суд с просьбой разъяснить, точно ли проведение консультативного референдума входит в исключительную компетенцию Лондона. Вероятность того, что Верховный суд выскажется в пользу шотландских националистов, крайне мала, однако лидер ШНП твердо намерена провести безукоризненно законный референдум для того, чтобы в случае победы на нем легитимность плебисцита невозможно было поставить под сомнение. Таким образом, Стерджен не идет по радикальному пути, тем самым утверждая законность потенциального решения о выходе из состава Великобритании и отрезая Лондону возможность закрыть на него глаза, не признавая волеизъявление шотландцев. Но здесь стоит еще раз подчеркнуть, что сама возможность проведения референдума пока что не является гарантированной.

В первую очередь, говоря о том, почему Лондон не допустит референдум, можно вспомнить дату проведения предыдущего. Первый референдум о независимости в 2014 г., как заявляли организаторы, должен был определить жизнь нескольких поколений шотландцев. В свою очередь, националисты указывают на то, что Шотландия видела себя частью Европейского союза, и одним из ключевых аргументов против сепаратизма в то время был ее автоматический выход из ЕС. Однако, как заявила еще в 2016 г. Никола Стерджен, тот факт, что 62% шотландцев проголосовали за то, чтобы остаться в составе ЕС, подтверждает приверженность региона Евросоюзу. Как следствие, ШНП с 2016 г. последовательно развивала риторику о том, что Лондон своими действиями, в особенности Brexit, подтверждает свое полное пренебрежение интересами Шотландии. Таким образом, по крайней мере, с точки зрения националистов, новый референдум о независимости возможен как единственный способ для Шотландии вернуться в ЕС, выходить из которого она и не хотела изначально.

Тем не менее позиция кабинета премьер-министра Бориса Джонсона на данный момент представляется непреклонной: он отрицает необходимость проведения референдума, о которой говорят националисты. Более того, по официальному дискурсу заметно, что для Лондона вопрос о независимости Шотландии если не закрыт, то отложен на десять–пятнадцать лет. Подобная логика не лишена смысла, в противном случае можно предположить, что ШНП стоит просто проводить референдумы раз в пять–семь лет, пока нужный партии результат наконец не будет достигнут. В таком случае подобные выражения народной воли будут лишены какого-либо веса. Именно поэтому, понимая, что результаты повторных голосований куда легче ставить под сомнения, Никола Стерджен стремится добиться наибольшей законности, укрепляя таким образом авторитет плебисцита. И все же если только Верховный суд не встанет на сторону ШНП, вряд ли правительство Джонсона даст согласие на референдум, ставя под вопрос его легитимность.

Неясные экономические перспективы независимой Шотландии

Помимо главного вопроса — самой возможности проведения референдума — необходимо учитывать экономический аспект. С одной стороны, ШНП ни в 2014 г., ни в 2022 г. не выдвинула ясной экономической программы развития независимой Шотландии. Остаются без ответа многие важные вопросы. Например, неизвестно, какая валюта предполагается к хождению в Шотландии. Если это будет фунт-стерлинг, то как его сохранение будет осуществлено правительством? А если евро, то как будет организован переход с фунта на евро, и в состоянии ли вообще Шотландия войти в еврозону, обладающую достаточно серьезными финансовыми критериями и включающую в себя отнюдь не все страны — члены ЕС? Также остаются без ответа вопросы, касающиеся потенциальных изменений в системах налогообложения, социальных выплат, страхования. С другой стороны, не совсем очевидны экономические последствия выхода для региона. Создание независимого государства предполагает воссоздание отсутствующей уже веками сухопутной границы между Шотландией и Великобританией, что существенно затруднит передвижение по острову как товаров, так и людей. Никола Стерджен сама признала, что проверки, осуществляемые на границе, станут одним из ключевых вопросов, которые правительствам Великобритании и Шотландии надо будет решить в случае успешного референдума о независимости. Также стоит учитывать существенные финансовые вложения, осуществляемые правительством Великобритании в Шотландию, и косвенные выгоды, получаемые регионом в составе Великобритании. ШНП в 2022 г. обещает исправить ряд своих ошибок 2014 г. за счет, например, более ясной программы, поясняющей будущую независимую Шотландию. Правда, пока что никакой подробной программы публике представлено не было, но и до планируемой даты остается еще больше года, что, тем не менее, не является таким уж большим сроком.

Повторный референдум — потенциальный крах шотландских националистов

Главным риском для шотландских националистов становится, как бы это банально ни звучало, возможность проиграть референдум. В течение многих лет ШНП настаивала на необходимости выхода из состава Соединенного Королевства, создания сильной и процветающей независимости Шотландии. Националисты неоднократно подчеркивали разницу между «своими» и «чужими», где для избирателей в качестве «своих» выступала ШНП, партия националистов-шотландцев, а в роли «чужих» — общенациональные партии, чьи решения очевидно были продиктованы не интересами региона, а Лондоном или же партийным руководством, причем в верхушках консервативной и лейбористской партий сложно найти какого-либо политика родом из Шотландии. Обещание бороться за независимость Шотландии позволяло и позволяет партии уверенно получать 40% голосов избирателей и более на каждых выборах, как региональных, так и национальных. Последние выборы в местные органы самоуправления, прошедшие в мае 2022 г., подтверждают абсолютную гегемонию ШНП в электоральном поле. Проигранный в 2014 г. референдум мог поставить крест на дальнейшей судьбе партии, которая неизбежно потеряла бы вес и сошла с политического Олимпа. Но голосование по вопросу Brexit придало идеям сепаратизма новый импульс, которым и воспользовались шотландские националисты. Таким образом, обещание выйти из состава Великобритании позволяет ШНП доминировать в региональной политике, оказывая серьезное влияние на политические процессы Великобритании. Проигранный же референдум о независимости уберет из арсенала партии ее самое мощное оружие, что заставит ШНП или радикально изменить свою повестку, или, что вероятнее, приведет к падению доверия к партии, утрате авторитета националистов и угасанию ШНП.

Таким образом, проведение второго референдума о независимости Шотландии в 2023 г. вопрос пока не решенный. Его решение зависит от множества факторов, в первую очередь, от политической воли правительства Джонсона, которое пока что не намерено предоставлять националистам возможность провести плебисцит. Никола Стерджен проводит поступательную политику, стремясь узаконить референдум и придать ему больший вес, но в самой концепции данного голосования таятся риски для ШНП. И если неясные экономические и социальные перспективы могут быть разрешены более четкой работой с избирателями в преддверии референдума, а вопрос законности и веса — урегулирован, то потенциальное поражение сепаратистов весьма вероятно завершит череду побед ШНП на выборах и приведет к политической смерти партии.


Оценить статью
(Голосов: 17, Рейтинг: 4.47)
 (17 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся