Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Мария Гурова

Независимый аналитик, эксперт РСМД

Насколько замков вы закрываете свою квартиру? Как часто проверяете, поставили ли на сигнализацию машину? Всегда ли вы отвечаете на вопросы прохожих на улице, сколько времени или как пройти в неизвестном для них направлении? Или вы все же опускаете голову, немного ускоряете шаг и приходите мимо, потупив взгляд? Для многих модель поведения в Интернете такая же: мы стремимся сделать наши профили как можно более закрытыми, сохранив баланс безопасности и видимости в сети. И на то есть причины.

 

Недавно достаточно известный исследовательский центр в области технологий и общественного здоровья Data & Society Research Institute and the Center for Innovative Public Health Research опубликовал тревожный доклад  «Online Harassment, Digital Abuse, and Cyberstalking in America» о том, насколько распространен кибербуллинг в США. Результаты неутешительные: большая часть американцев (72%) стали жертвами онлайн-домогательств и унизительного отношения. Исследование делит респондентов на категории: те, кто подвергался унижению (оскорбления, угрозы и т.д.) как в сети, так и в реальной жизни, только в сети и те, чьи персональные данные были украдены и использованы злоумышленниками. Такие данные показательны, но, безусловно, это только срез. Отразить полную картину крайне трудно — большинство жертв кибербуллинга не хотят говорить о своем печальном опыте. Также вышеприведенная цифра — 72% — намного больше, чем данные, отраженные в исследовании Pew Research Center в 2014 г. В данном исследовании речь идет лишь о 40%. Стоит отметить, что по данным Pew Research Center, жертвами кибербуллинга в сети зачастую становятся мужчины, а не женщины. Хотя в статистике, представленной Data & Society Research Institute and the Center for Innovative Public Health Research ситуация обратная: в США женщины в возрасте до 30 лет скорее подвержены кибербуллингу, чем мужчины той же возрастной категории.

 

Данный доклад — еще одно свидетельство роста кибербуллинга. Первым значительным тревожным сигналом стало введение Twitter новых правил для пользователей после многочисленных инцидентов кибербуллинга. Теперь пользователи, ставшие жертвами оскорблений и преследований в соцсети, могут заявить о подозрительных аккаунтах.

 

Фото: wildkids.biz

 

Для России вопрос также очень остро стоит, но здесь проблема заключается в отсутствии репрезентативных исследований и данных. Данных об пользователях старше 25 лет в открытом доступе пока нет, но ситуация с подростками и школьниками неутешительная — половина респондентов в исследовании Microsoft от 2012 г. в возрасте от 8 до 17 лет положительно ответили на вопрос, становились ли они жертвами кибербуллинга. Как бы ни хотелось верить, но вряд ли ситуация четыре года спустя резко улучшилась. Показатели Всемирной организации здоровья еще хуже — в исследовании за 2013–2014 гг. Россия заняла первое место среди 42 стран, где школьники подвергались нападкам и унизительному отношению в сети. Поскольку кибербуллинг зачастую не остается лишь явлением в онлайн-среде, дети и подростки подвергаются нападкам и в реальной жизни, часто от тех же самых людей, преследовавших их в сети. Статистика пугающая, особенно в свете повсеместного распространения технологий и снижения возрастного порога в пользовании компьютером и социальными медиа. При современном темпе жизни родителям зачастую проще дать ребенку планшет или ноутбук, чтобы он занял сам себя, нежели докучал уставшим взрослым по вечерам.

 

При такой негативной тенденции (по крайне мере в США, по России опять же открытых статистических данных нет) и росте кибербуллинга пользователи все чаще прибегают к самоцензуре и максимальному уровню приватных настроек, чтобы защититься от злоумышленников. Все большее число пользователей соцсетей решают в пользу пустых строк контактных данных и личной информации, даже зачастую не подгружают фотографии в аккаунты. Реакция более чем понятна, но это делает интернет-сообщество все более безликим, работу рекрутинговых агентств — затруднительной, а онлайн-среду — более враждебной. Ключ к облегчению проблемы (вряд ли к ее решению) лежит в образовательных программах в школах и университетах, в частных компаниях, в правительственных учреждениях.

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся