Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Станислав Притчин

К.и.н., заведующий Сектором Центральной Азии Центра постсоветских исследований ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН

Военная операция США и Израиля против Ирана даже в условиях жестких экономических санкций остается одним из наиболее вероятных сценариев дальнейшего развития конфликта вокруг иранской ядерной программы. Переход его в «горячую» фазу несет в себе множество вызовов и рисков для соседей Ирана, в том числе для России. Противостояние ставит соседние страны перед непростым выбором: кого поддержать и как сохранить нейтралитет?

Военная операция США и Израиля против Ирана даже в условиях жестких экономических санкций остается одним из наиболее вероятных сценариев дальнейшего развития конфликта вокруг иранской ядерной программы. Переход его в «горячую» фазу несет в себе множество вызовов и рисков для соседей Ирана, в том числе для России. Противостояние ставит соседние страны перед непростым выбором: кого поддержать и как сохранить нейтралитет?

Война, судя по всему, будет скоро

Ситуация вокруг Исламской Республики Иран (ИРИ) с каждым днем становится все более напряженной. Вступил в силу очередной пакет весьма жестких экономических санкций против республики: с 1 июля 2012 г. объявлено эмбарго на поставку иранской нефти в Европу, ранее под санкции попал Центробанк ИРИ. На фоне роста экономического давления на Тегеран в прессе все чаще появляются «утечки» из оборонных ведомств Израиля и США о готовящемся военном ударе. Недавно стало известно, что Пентагон срочно закупает у Германии «подводные беспилотники» для возможного разминирования Ормузского пролива [1].

Налицо системная подготовка Соединенными Штатами, Израилем и их союзниками военного удара по Ирану.

Полным ходом идет создание в Персидском заливе системы ПРО, призванной защитить от иранских ракет крупные города, объекты нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности. В рамках этой программы Кувейту были поставлены средства ПВО, включая 60 ракет «Patriot» PAC-3, на сумму 4,2 млрд долл. С 2008 г. ОАЭ закупили у США оружие, в том числе два противоракетных комплекса THAAD, на 12 млрд долл. Сейчас у Саудовской Аравии уже есть серьезный арсенал систем «Patriot». Необходимо также учитывать элементы ПРО, размещенные на военных кораблях и сухопутных базах США в регионе [2].

Страны Персидского бассейна в спешном порядке ищут возможности для сохранения экспорта энергоресурсов и импорта продовольствия и пресной воды, большая часть которых проходит именно через пролив [2]. Налицо системная подготовка Соединенными Штатами, Израилем и их союзниками военного удара по Ирану.

Атака на Иран чревата серьезным оттоком беженцев из страны. Этот поток устремится на север, прежде всего, в Азербайджан, Туркменистан, Таджикистан и на Северный Кавказ.

Но даже под таким серьезным давлением официальный Тегеран не отказывается от своей ядерной программы и последовательно отстаивает право на реализацию ее гражданской составляющей. Шаги России и КНР, предпринятые с целью активизации переговорного процесса в рамках «шестерки», оказались безрезультатными. На последних раундах переговоров Иран не показал явной готовности к компромиссам. В то же время возникло ощущение, что даже если бы Иран пошел на уступки, США объявили бы их недостаточными для снятия санкций и отказа от силового сценария. В ближайшие месяцы вряд ли стоит ждать от Соединенных Штатов резких шагов, но после президентских выборов военный удар по Ирану вполне возможен.

Риски начала военных действий для стран Каспийского региона и Центральной Азии

Фото: Месторождение "Шах-Дениз" на Каспии,
разрабатываемое в партнерстве
BP-Азербайджан, Госнефтекомпанией
Азербайджана, «LUKOIL», «NICO» и «Total»

В условиях растущей угрозы военного конфликта в Иране возникает необходимость прогнозирования рисков для России и стран Каспийского бассейна. Интересам четырех каспийских соседей Ирана однозначно отвечают мирное разрешение конфликта и снятие всех экономических санкций. Острый долговременный конфликт в регионе для них явно нежелателен. Реализация ливийского сценария, а именно – дезинтеграция такой крупной многонациональной страны, как Иран, приведет к возникновению долгосрочного фактора нестабильности, очага распространения терроризма, экстремизма, оружия, наркотиков.

Кроме того, атака на Иран чревата серьезным оттоком беженцев из страны. Есть основания полагать, что этот поток устремится на север, прежде всего, в Азербайджан, Туркменистан, Таджикистан и на Северный Кавказ.

Очевидно, что в ответ на удары со стороны США Иран постарается нанести урон нефтегазовым объектам и трубопроводной инфраструктуре не только в Персидском заливе, но и в Каспийском регионе, где добычу ведут в основном западные компании. А это будет означать экологическую катастрофу для крупнейшего внутреннего водоема в мире. Нельзя исключать, что в случае поддержки военной операции против Ирана соседями, прежде всего, Азербайджаном и Туркменистаном через предоставление транспортной инфраструктуры (аэродромов подскока) или информации с радиолокационных станций, ракетный удар может быть нанесен по ним в качестве ответа.

Иран для России – важный политический и экономический союзник. В 2011 г. товарооборот между странами, по данным Федеральной таможенной службы РФ, составил 3,75 млрд долл., при этом российский экспорт в торговле достиг 3,4 млрд долл.

Нельзя не учитывать и экономические последствия удара. В условиях действия санкций экономическое сотрудничество Ирана со странами региона находится не на самом высоком уровне. Соседи вынуждены отказываться от взаимовыгодных проектов под давлением США. Недавно помощник госсекретаря США Роберт Блейк в очередной раз призвал страны Центральной Азии отказаться от торговли с Ираном. Казахстан и Туркменистан уже свернули своп-поставки нефти в Иран, переориентировав их на российские и азербайджанские порты. В последнее время возникают проблемы при экспорте казахстанского зерна в ИРИ.

Таджикистан традиционно является одним из важнейших экономических партнеров Ирана в регионе. За последние несколько лет Иран инвестировал в несколько крупных проектов на территории Таджикистана, в том числе в ГЭС «Сангтуда-2» стоимостью 220 млн долл., а также в Анзобский тоннель, соединяющий столицу с городом Худжанд. На стадии подготовки к реализации находится еще ряд проектов. От начала военных действий серьезно пострадает Туркменистан, ежегодно поставляющий в Иран около 10 млрд куб. м газа.

Как известно, Иран для России – важный политический и экономический союзник. В 2011 г. товарооборот между странами, по данным Федеральной таможенной службы РФ, составил 3,75 млрд долл., при этом российский экспорт в торговле достиг 3,4 млрд долл.

Иран пытается обезопасить себя с севера, но не всегда успешно

Фото: EPA-A.F.I.
Второй саммит президентов прикаспийских
государств

Иранская дипломатия на каспийском, северном направлении стремилась за счет активизации сотрудничества с соседями обеспечить безопасность северных границ и избежать полной изоляции в условиях инициированных США международных санкций. При содействии России по итогам Второго саммита президентов прикаспийских государств (Тегеран, 2007 г.) была принята декларация, объявляющая Каспий «морем мира». Прикаспийские страны взяли на себя обязательства не предоставлять свою территорию для агрессии третьих стран против участников соглашения, а также разрешать все возникающие на море споры путем переговоров. 18 ноября 2010 г. в Баку состоялся Третий Каспийский саммит. Президенты России, Азербайджана, Ирана, Казахстана и Туркменистана подписали Соглашение о сотрудничестве в сфере безопасности на Каспийском море и расширенное совместное заявление по итогам саммита. В Соглашении оговорены области сотрудничества (борьба с терроризмом, браконьерством, организованной преступностью, контрабандой и пр.), а также указан перечень министерств и ведомств, отвечающих в каждой стране за исполнение обязательств в рамках этого Соглашения.

Становится все очевиднее, что Азербайджан постепенно втягивается в антииранскую коалицию.

Долгое время казалось, что прикаспийские страны будут придерживаться обязательств в рамках пятисторонних договоренностей. Но складывающаяся ситуация и не совсем предсказуемая политика Ирана ставят соседей перед непростым выбором. Из-за специфики политических систем в этих странах риски и вызовы, связанные с возможной поддержкой атаки на Иран, публично не обсуждаются. Поэтому очень сложно прогнозировать готовность, например, Туркменистана предоставить свою инфраструктуру для удара по Ирану.

В то же время становится все очевиднее, что Азербайджан постепенно втягивается в антииранскую коалицию. В обнародованном в начале августа 2012 г. докладе Госдепартамента США утверждается, что Азербайджан берет на себя обязательства по размещению 7 радаров на побережье Каспийского моря. Ранее появилась информация о вероятной закупке этой страной высокоточного израильского оружия на 1,6 млрд долл.: концерн израильской военной промышленности «Таасия авирит» намерен поставить Азербайджану беспилотные летательные аппараты и высокоточное оружие (зенитно-ракетные комплексы и системы противоракетной обороны).

Фото: nnm.ru
Иран подал иск в международный арбитражный
суд против России из-за срыва сделки
по продаже комплексов С-300

Изменение позиции Азербайджана может быть обусловлено несколькими факторами. Во-первых, как уже было отмечено, официальный Баку опасается, что Иран, отвечая на удары со стороны США и их союзников, может нанести серьезный ущерб нефтегазовой инфраструктуре Азербайджана, которая преимущественно ориентирована на поставки сырья на западные рынки. Уже сейчас в республике при активном участии американских и европейских компаний реализованы крупнейшие проекты по добыче и транспортировке нефти и газа: работают нефтепровод Баку–Тбилиси–Джейхан и газопровод Баку–Тбилиси–Эрзурум, осваиваются крупные месторождения Азери–Чиран–Гюнешли, Шах-Дениз.

Во-вторых, свою роль играет этнический фактор. Иран и Азербайджан являются заложниками геополитической, исторической и этнической ситуации, когда единый этнос азербайджанцы в Иране – это крупное национальное меньшинство, а в Азербайджане – государствообразующая нация. Рост давления на Иран предполагает, что западные страны готовы использовать всевозможные механизмы воздействия на ИРИ, в том числе и вопрос «разделенного этноса». В этих условиях Иран зачастую ведет себя слишком агрессивно, играя на руку сторонникам присоединения к антииранской коалиции в Азербайджане.

России, соседям по Центральной Азии, Южному Кавказу уже в ближайшей перспективе нужно быть готовыми к худшему сценарию – началу военных действий.

Россия также готова пересмотреть свою позицию. Дело в том, что, несмотря на колоссальные дипломатические усилия официальной Москвы по предотвращению военного удара, Иран поступает с Россией не по-союзнически. Так, официальный Тегеран подал в международный арбитражный суд иск против России из-за срыва сделки по продаже комплексов С-300 на 4 млрд долл., при этом стоимость самого контракта была на уровне 800 млн долл. В ответ российские власти неофициально намекают, что могут изменить свой подход к иранской ядерной программе и отказаться от однозначной поддержки Тегерана на международной арене [3].

Как бы ни противилась здравомыслящая часть мирового сообщества, соседи по региону, простые люди, военный удар по Ирану с каждым днем становится все реальнее. США и их союзники уже запустили глобальную машину по устранению независимых центров влияния в мире. Сирия – лишь промежуточный этап. России, соседям по Центральной Азии, Южному Кавказу уже в ближайшей перспективе нужно быть готовыми к худшему сценарию – началу военных действий. Такой поворот событий серьезным образом повлияет на международные отношения в регионе. Дипломатические усилия американской и израильской дипломатии будут направлены на поиск поддержки среди прикаспийских стран. Пока для военного удара здесь нет надежного плацдарма и даже официально закрепленных аэродромов подскока. Это означает, что руководства стран будут поставлены перед непростым выбором: кого поддержать в случае конфликта? Официальное присоединение к антииранской коалиции хотя бы одной прикаспийской страны будет означать фактическую денонсацию договоренностей по вопросам безопасности в регионе, достигнутых в результате многолетних переговоров. А это, в свою очередь, может привести к появлению в регионе военных объектов третьих стран – самый негативный для России сценарий развития событий. Россия всегда стремилась обеспечивать безопасность в регионе лишь силами прибрежных государств.

В случае конфликта на долгие годы будут заморожены переговоры о статусе Каспийского моря, отложены в долгий ящик крупные межгосударственные инфраструктурные проекты, снижена региональная кооперация. Иными словами, пострадают все те механизмы, которые позволяли прикаспийским странам, несмотря на существующие противоречия, сохранять добрососедскую атмосферу на море.

1. Независимая газета, 07.08.2012.

2. Независимая газета, 10.08.2012.

3. Коммерсантъ, 10.08.2012.

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся