Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Александр Рогожин

К.э.н, доцент, заведующий сектором социально-экономических проблем Центра проблем развития и модернизации ИМЭМО РАН, эксперт РСМД

В начале августа 2015 года в Куала-Лумпуре состоялась 48-я встреча министров иностранных дел стран АСЕАН. По её итогам было опубликовано пространное итоговое коммюнике, стержнем которого была высокая оценка достижений АСЕАН на пути создания Сообщества АСЕАН (ASEAN Community) и перспектив его развития в период до 2030 года. Итоги же деятельности АСЕАН во внешнеполитической сфере были отражены, напротив, кратко и формально, без акцента на существующие проблемы в отношениях АСЕАН с рядом стран — в первую очередь, с Китаем.

В начале августа 2015 года в Куала-Лумпуре состоялась 48-я встреча министров иностранных дел стран АСЕАН. По её итогам было опубликовано пространное итоговое коммюнике, стержнем которого была высокая оценка достижений АСЕАН на пути создания Сообщества АСЕАН (ASEAN Community) и перспектив его развития в период до 2030 года. Итоги же деятельности АСЕАН во внешнеполитической сфере были отражены, напротив, кратко и формально, без акцента на существующие проблемы в отношениях АСЕАН с рядом стран — в первую очередь, с Китаем. Это произошло, несмотря на то, министры иностранных дел АСЕАН имели возможность встретиться и обсудить эти проблемы на полях конференции со своими коллегами из Южной Кореи, Японии и КНР.

То, что участники встречи уделили большое внимание подведению итогов совместных усилий по формированию Сообщества АСЕАН не случайно: ведь в конце 2015 года странам-членам АСЕАН предстоит объявить о его создании официально со всеми вытекающими последствиями. Кроме того, на встрече глав правительств этих стран будет принят документ определяющий будущее Сообщества на период до 2025 года (ASEAN Community Vision 2025).

Следует признать, что странами АСЕАН проделана большая работа по созданию Сообщества, особенно в экономической сфере — регион достаточно быстро и успешно превращается зону всё более свободного движения товаров, услуг, капиталов, трудовых ресурсов.

К 2030 г. АСЕАН образует четвёртую экономику мира после КНР, США и ЕС.

В частности, на встрече отмечалось, что четвертая, заключительная фаза Программы формирования Экономического сообщества АСЕАН (ASEAN Economic Community Blueprint) успешно завершается — таможенные тарифы ликвидированы почти на 96% товаров, участвующих во внутрирегиональной торговле. В 2015 году участниками этого процесса в полной мере стали Камбоджа, Лаос, Мьянма и Вьетнам.

Либерализация торгового режима в рамках АСЕАН способствовала росту совокупного объёма внешнеторговых операций Ассоциации — в 2014 г. он превысил 2,5 трлн. долл. Облегчение и унификация инвестиционного режима привели не только к расширению внутрирегионального движения капиталов, но и заметно усилили приток прямых капиталовложений из других государств — приток ПИИ в страны АСЕАН в 2014 г. превысил 136 млрд. долл.

Заметные успехи были отмечены в развитии внутрирегионального туризма, формировании Единого рынка авиа- и морских перевозок (ASEAN Single Shipping and Aviation Market), расширении региональных электросетей и газопроводов.

Усилия по формированию Сообщества АСЕАН отразились на успешном экономическом развитии стран региона в целом — в 2014 г. темп прироста их совокупного ВВП составил 4,6%, в 2015 г. прогнозируется на уровне 4,9-5%. Многочисленные эксперты в АСЕАН и за пределами Ассоциации единодушны в своих оценках благоприятных перспектив развития Сообщества в период после 2015 г. К 2030 г. АСЕАН образует четвёртую экономику мира после КНР, США и ЕС. Прирост его совокупного ВВП составит 6-8% в год, ежегодный объём внутрирегиональной торговли достигнет 1 трлн. долл., а объем торговли с основными партнёрами увеличится (США, ЕС, Япония и КНР) не менее чем на 3,7 трлн. долл. Однако участники встречи добавили к этим оптимистическим оценкам нотку осторожности, подчеркнув, что благие устремления стран-участников нередко превышают реальные возможности их реализации.

Регион достаточно быстро и успешно превращается зону всё более свободного движения товаров, услуг, капиталов, трудовых ресурсов.

Во внешнеполитическом разделе итогового коммюнике трудно найти что-то новое: обращает на себя внимание, пожалуй, лишь отчётливо выраженное стремление стран АСЕАН принимать более активное и значимое участие в мировой политике, выступая с единых позиций по проблемам, выходящим далеко за рамки региона, а также их заинтересованность в сотрудничестве с другими развивающимися странами на уровне региональных политических и экономических группировок.

Китай для АСЕАН — это и проблемы, и возможности.

Однако важно отметить, что в коммюнике лишь вскользь отмечено наличие проблем в отношениях с Китаем. Безусловно, в странах АСЕАН прекрасно понимают, что растущая мощь КНР, как экономическая, так и военная — это фактор, который оказывает огромное влияние на их развитие. Китай для АСЕАН — это и проблемы, и возможности. Сейчас это основная проблема заключается в территориальном конфликте в Южно-Китайском море.

Максимум, на что решились участники встречи — это выражение обеспокоенности по поводу ускоренного освоения КНР спорных островов (land reclamation) и территорий, включая устройство взлётно-посадочных полос, гаваней, пунктов заправки и обслуживания (servicing areas) и тому подобных объектов в Южно-Китайском море, а также призыв к мирному разрешению конфликтных ситуаций на основе международного права.

Однако ещё 3 августа 2015 г. заместитель министра иностранных дел КНР Лю Чженьминь (Liu Zhenmin) со всей прямотой заявил, что конфликтная ситуация в Южно-Китайском море не подлежит рассмотрению на встрече в Куала-Лумпуре, и на всех переговорах следует избегать любых обсуждений этой чувствительной ситуации. Такого рода заявление вновь подтверждает нежелание КНР решать проблемы на основе международного права и в ходе многосторонних переговоров.

Судя по коммюнике, представители АСЕАН не решились публично осудить китайскую позицию, однако, несомненно, ситуация всё же обсуждалась, но за закрытыми дверями. Страны АСЕАН беспокоят не только территориальные споры, но и состояние торговых отношений с КНР. Хотя в период функционирования Зоны свободной торговли АСЕАН-КНР (с 2010 года) товарооборот между странами АСЕАН и Китаем возрос в 1,8 раза, совокупное отрицательное сальдо их торговли с КНР увеличилось вдвое. Также за закрытыми дверями министры обсудили и растущий негативный эффект замедления темпов роста в Китае для национальных экономик и зоны АСЕАН.

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся