Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Денис Примаков

К.ю.н., руководитель практики санкционного права и комплаенса, Адвокатское бюро КИАП

Реставрация институтов периода правления Х. Мубарака при нерешенном вопросе с движением «Братья-мусульмане» грозит привести страну к очередному витку насилия. Решение переходного правительства Египта объявить это движение террористической организацией, породившее новую волну беспорядков, еще долго будет служить одним из дестабилизирующих факторов.

Референдум по изменению Конституции Египта 2012 г. состоялся 14–15 января 2014 г. Основные конституционные поправки, касающиеся, в первую очередь, положений о возврате к однопалатному парламенту, запрещении религиозным партиям баллотироваться в парламент и снятии ограничения на занятие политической деятельностью функционеров старого режима, могут вернуть Египет к дореволюционным временам. Реставрация институтов периода правления Х. Мубарака при нерешенном вопросе с движением «Братья-мусульмане» грозит привести страну к очередному витку насилия. Решение переходного правительства Египта объявить это движение террористической организацией, породившее новую волну беспорядков, еще долго будет служить одним из дестабилизирующих факторов.

В конце июня 2013 г. большое количество египтян выразили недовольство политикой Мухаммеда Мурси, выигравшего в 2012 г. первые независимые президентские выборы, проведение которых стало возможным после революции 25 января 2011 г. В июле 2013 г. министр обороны генерал Абдель Фаттах аль-Сиси отстранил М. Мурси от исполнения обязанностей президента. Военными было сформировано переходное правительство, основными целями которого были провозглашены возврат к демократическому правлению и пересмотр Конституции 2012 г.

Процесс принятия поправок был прописан в Конституционной декларации, опубликованной в июле 2013 г. Тогда же по решению президента были сформированы два комитета.

О проведении референдума было объявлено только за месяц до даты голосования, и практически сразу же временное правительство стало вести массированную агитацию за принятие конституционных поправок.

26 декабря 2013 г. временное правительство объявило движение «Братья-мусульмане» террористической организацией. Свое решение оно мотивировало тем, что подрыв участниками движения полицейского участка в г. Эль-Мансур провинции Дакахлия 24 декабря 2013 г., в результате которого погибли 19 человек, нападения сторонников движения на церкви и прочие действия подпадают под определение террористической деятельности, содержащееся в ст. 86 Уголовного кодекса Египта.

Процесс принятия поправок

Процесс принятия поправок был прописан в Конституционной декларации, опубликованной в июле 2013 г. Тогда же по решению президента были сформированы два комитета. В соответствии со ст. 28 Конституционной декларации Комитет, сформированный из 10 экспертов, в течение месяца переработал текст Конституции, сократив число статей с 236 до 198. По своей структуре переработанный вариант стал напоминать Конституцию 1971 г., состоявшую из пяти разделов. В новом варианте был добавлен шестой раздел, посвященный общим и переходным положениям.

Фото: rus.ruvr.ru
Временный президент Египта Адли Мансур

На втором этапе переработанный вариант был передан Комитету из 50 членов, который возглавил Амр Муса, бывший министр иностранных дел Египта (1991–2001), генеральный секретарь Лиги арабских государств (2001–2011) и кандидат на пост президента на выборах 2012 г. Согласно ст. 29 Конституционной декларации в Комитете 50-ти должны были быть представлены все категории и слои египетского общества. В него вошли представители политических партий, рабочего класса, интеллигенции и крестьян, торговых объединений и национальных советов. В течение 60 дней Комитет должен был выработать окончательный вариант Основного закона страны.

Наблюдение за ходом референдума

Восемь членов миссии организации «Transparency International» (по одному человеку от Бахрейна, Ливана, Никарагуа, Гватемалы, России, Мальдивских островов, Словакии и Камбоджи) за десять дней посетили 16 провинций и встретились с 7 министрами временного правительства, с председателем Высшей избирательной комиссии Н. Салибом и главой Комитета 50-ти А. Мусой. Наблюдатели пришли к выводу, что переработанный вариант намного лучше Конституции 2012 г., и констатировали факт отсутствия давления на участников референдума. Было отмечено, что избирательные комиссии возглавляются действующими судьями, которые должны гарантировать легитимность проводимого референдума. Однако в Каире во многих местах можно было видеть растяжки, на которых судьи призывали голосовать за Конституцию, что, разумеется, не свидетельствовало об их независимости и объективности.

На встречах с наблюдателями представители политических партий (Новая партия Вафд, «Аль-Тагммоа», Египетская социал-демократическая партия, Партия свободных египтян, Египетская социалистическая партия, Партия «Ан-Нур») и некоммерческих организаций (Центр по правам человека им. Ибн Халдуна, Египетский центр по правам женщин, Ассоциация за социальное развитие им. Садата, Афро-египетская организация по правам человека, Центр Картера и др.), хотя и высказывали претензии по поводу порядка проведения референдума, в целом поддерживали принятие поправок. Например, член Национального комитета по защите гражданских прав Ахмед Нагиб и ряд представителей «Ан-Нур» поставили под вопрос легитимность работы Комитета 50-ти, членов которого никто не выбирал. Нарекания вызвал и запрет представителям политических партий быть наблюдателями на референдуме и последующих выборах.

На фоне задержания большого числа лиц, аффилированных с движением «Братья-мусульмане», политического преследования граждан, выступавших с критикой правительства и нового закона о собраниях, проведение референдума становилось небезопасным.

В ходе подготовки к референдуму выступавшие против конституционных поправок и призывавшие к бойкоту референдума подвергались репрессиям со стороны властей. На фоне задержания большого числа лиц, аффилированных с движением «Братья-мусульмане», политического преследования граждан, выступавших с критикой правительства и нового закона о собраниях, проведение референдума становилось небезопасным. Медиаподдержка со стороны государственных информационных каналов и частных средств массовой информации носила односторонний характер. Кроме того, в ходе встреч официальные лица открыто высказывались за принятие поправок, что подрывало принципы объективного отражения в СМИ избирательного процесса и независимости лиц, ответственных за проведение референдума.

Справедливости ради следует отметить, что на встречах наблюдателей с представителями разных слоев египетского общества, при всех нареканиях в отношении порядка проведения референдума, многие египтяне выражали готовность поддержать переход к демократическим принципам организации власти.

Ключевые поправки к Конституции

Основные конституционные поправки сводятся к следующему.

1. «Гражданское» правительство.

В преамбулу Конституции включается следующее положение: «Мы, авторы данной Конституции, утверждаем, что она призвана обеспечить строительство демократического современного государства с гражданским правительством» (слово «гражданский» в арабском языке означает нерелигиозный и немилитаристский).

Фото: newsweek.com
Министр обороны Египта Абдул Фатах
Халил аль-Сиси

Таким образом, формально государство не может возглавлять ни религиозный деятель, ни выходец из армейских структур. Что касается генерала Абделя Фаттаха аль-Сиси, то хотя на пост президента его рекомендовали, в том числе, и военные, он обязался покинуть армию и стать гражданским президентом.

2. Шариатское право.

Принципы исламского шариатского права – важнейший источник законодательства. Полномочиями по определению содержания этих принципов наделен Высший конституционный суд. Из нового варианта Конституции убирается положение, закрепленное в ст. 4 Конституции 2012 г., которое гласит: по вопросам мусульманского права необходимо обращаться за консультацией к старейшим ученым Аль-Азхара.

3. Согласно ст. 64 Конституции свобода вероисповедания объявляется абсолютной, в то время как по Конституции 2012 г. она гарантировалась. Разница между двумя вариантами малозаметна, но ее надо рассматривать во взаимосвязи с тем фактом, что из ст. 44 Конституции убирается положение, запрещающее оскорблять религиозных посланников и пророков. Вместе с тем новые поправки ограничивают свободу как исполнения религиозных практик, так и возведения христианских и иудейских культовых сооружений.

4. В соответствии со ст. 74 Конституции запрещается политическая деятельность и создание политических партий на религиозной, расистской, географической или секторальной основе. Фактически это означает удаление с политической сцены движения «Братья-мусульмане» и Партии свободы и справедливости, базирующихся на идее признания Корана конституцией государства. Вне закона также оказывается созданная после революции 25 января 2011 г. ультраконсервативная салафитская партия «Ан-Нур», которая одной из первых выступила против политики М. Мурси и поддержала действия армии по его отстранению от власти.

Формально государство не может возглавлять ни религиозный деятель, ни выходец из армейских структур. Что касается генерала Абделя Фаттаха аль-Сиси, то хотя на пост президента его рекомендовали, в том числе, и военные, он обязался покинуть армию и стать гражданским президентом.

Одновременно из текста Конституции 2012 г. убирается ст. 232, которая запрещает политическую деятельность Национально-демократической партии (партии Х. Мубарака). Исключение этой статьи наряду с действиями властей по освобождению бывшего президента из заключения открывают перед всеми функционерами периода его правления дорогу к возвращению на политическую арену.

5. Международные соглашения.

Еще одна поправка к Конституции гласит: «Государство связано международными соглашениями, подписанными Египтом, включая конвенции о защите прав человека». Данная поправка изменяет смысл ст. 145 Основного закона 2012 г., согласно которой ни один международный договор не подлежит подписанию президентом и ратификации парламентом, если он противоречит положениям Конституции.

6. Конституция 2012 г. позволяла судьям назначать наказания, предусмотренные не только Уголовным кодексом, но и самим текстом Конституции, положения которой прямо отсылали к принципам шариата (ст. 168). По новой редакции судьи должны будут ограничиваться только теми наказаниями, которые предусмотрены Уголовным кодексом.

7. Согласно новым поправкам из текста Конституции убирается упоминание о Совещательном совете (Совете Шуры), и парламент становится однопалатным (в него входит только Палата представителей). В Конституции 2012 г. положения о Верхней палате – Совете Шуры – были недостаточно четко прописаны, поэтому этот орган вызывал много нареканий и стал камнем преткновения между М. Мурси и судьями [1] (1 2). Однопалатный парламент существовал по Конституции 1971 г., и это еще один факт, свидетельствующий о возврате к дореволюционной политической системе.

После референдума

Фото: wikimedia.org
Очередь из египтян, желающих
проголосовать на конституционном
референдуме

Итоги референдума – 98,1% проголосовали за принятие поправок – отличаются от результатов аналогичного референдума 2012 г. (63,8% – за принятие новой Конституции, 36,7% – против). По логике, они должны свидетельствовать о том, что в обществе, наконец, достигнут консенсус по поводу выбранного политического курса. Однако многочисленные столкновения между сторонниками М. Мурси и временного правительства, убийства демонстрантов уже после проведения референдума говорят об обратном: египетское общество далеко от согласия и находится на грани гражданской войны.

Одна из главных причин такого развития событий – решение временного правительства объявить «Братьев-мусульман» террористической организацией. До сих пор движение имеет огромное число сторонников – за 2013 г. оно несколько сократилось, но все еще остается весомым (в июне 2012 г. во втором туре президентских выборов за М. Мурси было отдано более 50% голосов). Поэтому маргинализация «Братьев-мусульман», принудительное исключение движения из политической жизни может привести к его радикализации и обострению социально-политических проблем в стране.

В свете предстоящих парламентских и президентских выборов в стране может возрасти число протестных выступлений не только последователей «Братьев-мусульман», но и тех, кто считает возвращение к периоду правления Х. Мубарака предательством революции 25 января. Генерал Абдель Фаттах аль-Сиси уже сообщил о своем намерении участвовать в президентских выборах, которые, по заявлению главы временного правительства Адли Мансура, пройдут в марте 2014 г., тогда как выборы в парламент назначены на июнь. Складывается впечатление, что временное правительство делает все, чтобы обеспечить победу на выборах Абделю Фаттаху аль-Сиси, а затем дать ему полную власть и сформировать подконтрольный ему парламент.

Многочисленные столкновения между сторонниками М. Мурси и временного правительства, убийства демонстрантов уже после проведения референдума говорят об обратном: египетское общество далеко от согласия и находится на грани гражданской войны.

Освобождение Х. Мубарака из заключения, снятие ограничения на политическую деятельность функционеров старого режима, возврат к традиции, согласно которой руководителем страны, скорее всего, станет представитель армии, запрещение религиозных партий, однопалатный парламент – все это свидетельствует о том, что Египет после трех лет революции возвращается к диктатуре, сильно напоминающей поздний период правления Х. Мубарака. Если речь и идет о либерализации, то скорее это касается отношения к религии. Об этом говорит попытка отсечь сторонников несветского политического режима от участия в управлении государством (в первую очередь, недопущение их в парламент), хотя положение о принципах шариата как важнейшем источнике права в Конституции сохраняется (ст. 2 Конституции 1971 г. содержала аналогичную формулировку).

В перспективе возрождение диктатуры или возврат к дореволюционному правлению способно вновь привести к революционной ситуации, поскольку с исключением религиозных групп из политики вопрос со сторонниками «Братьев-мусульман» не решается. Напротив, они становятся еще более агрессивными, ощущая свою оторванность от центров принятия решений, и это ведет к дестабилизации, особенно в самых бедных районах страны – Верхнем Египте и Дельте Нила.

1. Высший конституционный суд в ноябре 2012 г. рассматривал дело о роспуске Совещательного совета, но из-за протестов был вынужден отложить решение этого вопроса. Позднее М. Мурси в первой Конституционной декларации (ноябрь 2012 г.) запретил судьям распускать этот орган, но затем изменил свое решение, и уже в соответствии со второй Конституционной декларацией (декабрь 2012 г.) судьи получили такую возможность.

 

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся