Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 2, Рейтинг: 5)
 (2 голоса)
Поделиться статьей
Андрей Сушенцов

К.полит.н., декан Факультета международных отношений МГИМО МИД России, программный директор Международного дискуссионного клуба «Валдай», эксперт РСМД

Примечательно, что начало дискуссии о судьбе нового международного политического порядка совпало по времени с двадцатой годовщиной распада Советского Союза. Увязание США и НАТО в локальных конфликтах в Афганистане и Ираке, мировой финансовый кризис 2008–2009 гг., деятельность «Группы двадцати» и усиление международной конкуренции на фоне роста могущества прежде периферийных государств, монументальные общественные сдвиги в арабских странах Ближнего Востока поставили на повестку дня ранее казавшуюся абстрактной проблему «постамериканского мира».

Примечательно, что начало дискуссии о судьбе нового международного политического порядка совпало по времени с двадцатой годовщиной распада Советского Союза. Увязание США и НАТО в локальных конфликтах в Афганистане и Ираке, мировой финансовый кризис 2008–2009 гг., деятельность «Группы двадцати» и усиление международной конкуренции на фоне роста могущества прежде периферийных государств, монументальные общественные сдвиги в арабских странах Ближнего Востока поставили на повестку дня ранее казавшуюся абстрактной проблему «постамериканского мира». В то время как для многих точкой отсчета современной истории по-прежнему является распад СССР, становится все более очевидно, что мир вступает в новую эпоху – эпоху прекращения однополярности.

Прошлое как источник знаний о будущем

В российской политологии считается бессмысленным прогнозировать развитие политического процесса на период более пятнадцати лет, ведь долговременный прогноз заведомо схематичен. Такими обобщениями – большими, неуклюжими и парадоксальными – мыслят публичные интеллектуалы на Западе, в России же подобное мировосприятие считается непрактичным. На опыте последних тридцати лет российские ученые убедились, что настоящее позволяет строить реалистичные предположения о политике только на краткосрочную перспективу. Контуры тех долгосрочных тенденций, которые просматриваются на большую глубину лет (высокие технологии, транспорт, энергетика, освоение космоса и др.), не позволяют однозначно указать на политический эффект прорывов в этих областях. Разработка долгосрочного прогноза требует другого инструментария, сходного по функциям с принципами исторической реконструкции.

Фото: frey-demographer.org
Процент цветных новорожденных в США,
2010

В монографии «Исторический опыт США» (2010) российский американист В.В. Согрин применил к изучению американской истории цивилизационный подход, нацеленный на анализ преемственных основополагающих экономических, социальных, политических и культурных характеристик общества. Проецируя в будущее основные характеристики США, выделенные Согриным, можно попытаться ответить на вопрос: какой будет эта страна через сто лет?

Первая характерная черта США – либерально-капиталистический индивидуализм как высшая степень развития индивидуализма, нацеленность граждан на достижение материальных целей и экономического благополучия, общенациональная ценность.

Вторая черта – общие с Британией корни и происхождение, относящие истоки американской историко-культурной традиции глубже времени высадки первых переселенцев в Новом свете в XVII веке (англосаксонский архетип). Ядро культурной традиции США составили такие нормы и институты бывшей родины, как частная собственность, представительное правление, разделение властей, обычное право, уважение гражданских прав и свобод.

Третья черта – феномен американского фронтира, движение географических пределов границ США на протяжении XVII–XIX веков. Впоследствии этот феномен сохранился в качестве явления национальной культуры, как вера в возможность обретения лучшей жизни на новом месте, если потенциал имущественного или статусного роста на прежнем месте исчерпан либо неудовлетворен.

Постпред США в ООН Джин Киркпатрик:
«Мы должны быть обычной державой, а
не сверхдержавой. Мы должны
приготовиться психологически и
экономически к снижению нашего статуса
до уровня обычного государства»

 

Четвертая черта – выгодное географическое положение по сравнению с другими ведущими странами. Океаны исторически ограждали США от угрозы быть вовлеченными в крупные военно-политические конфликты. При этом каждый раз Америка экономически усиливалась в результате мировых войн.

Наконец, пятая черта – чувство избранности и превосходства по отношению к другим народам, мессианская уверенность в «предопределении» США для обустройства мирового порядка по идеальному образцу. Эта характеристика имеет существенное значение для понимания движущих сил внешней политики Соединенных Штатов.

В приведенном выше списке объективные и субъективные факторы указаны как равнозначные, однако каждый из них может изменяться и уже деформируется под влиянием глобальных и региональных процессов. Некоторые из этих процессов инициированы самими США, другие вынуждают их реагировать.

Испытание на прочность

Либерально-капиталистический индивидуализм в США явно сдает позиции, уступая большему участию государства в регулировании социальных и экономических отношений. Во-первых, непримиримая борьба президента Б. Обамы за равные экономические возможности для американцев побуждает правительство осуществлять масштабную программу социальной защиты населения. Не просматривается период, когда американское государство сможет позволить себе сократить эти расходы. Во-вторых, эра строгого финансового администрирования может начаться в случае неблагоприятного для Вашингтона развития ситуации с доверием кредиторов к ценным бумагам, которые обеспечивают внешний долг США. Указанные обстоятельства могут прочертить незнакомые до сих пор границы для частной инициативы в сфере экономики.

Настал конец эпохе, требовавшей от Соединенных Штатов внутренней мобилизации, наступило «нормальное время», и США пора стать «нормальной страной».
Фото: Elefint Designs
Государственный долг США в процентном
соотношении к ВВП с 1940 по 2012


Англосаксонский архетип может перестать доминировать в США уже в четвертом десятилетии XXI века, когда в зрелый возраст войдут сегодняшние новорожденные. Два года назад американская статистика зафиксировала тенденцию: количество рожденных в США цветных детей впервые превысило число новорожденных белых. Эксперты усматривают угрозу в процессах формирования инородных этнических анклавов на территории Соединенных Штатов. Речь, в частности, идет о ситуации в Калифорнии и Нью-Мексико, где испаноговорящие постепенно вытесняют англофонов. Этот процесс получил полушутливое название «американская реконкиста».

Феномен американского фронтира испытывает недостаток современного материала для нового «издания». Последним этапом движения фронтира была экономическая глобализация, по крайней мере, те фазы, в которые она вступила с начала 1990-х годов. Географическое «схлопывание» мира наряду с возвышением новых региональных держав, останавливающих движение американских «границ» на своем пороге, не способствуют сохранению фронтира как явления национального сознания американцев. Идея освоения космоса может служить постоянным ресурсом, однако сегодня она вряд ли способна увлечь общественность столь же сильно, как в начале космической эры.

Выгодное географическое положение исторически оберегало США от разорения в войнах и способствовало становлению морской торговли. На наше счастье человечество извлекло уроки из мировых войн прошлого столетия. Тотальная война между крупными державами исключена. В регионах прежних столкновений в Европе и Азии формируются экономические союзы. Эти тенденции уменьшат значимость географического положения Соединенных Штатов, но при этом оно будет по-прежнему удобным для морской торговли.

Фото: REUTERS/Kevin Lamarque
Пять последних президентов США собрались
на открытии библиотеки имени Джорджа
Буша-младшего

Наконец, с чувством избранности и превосходства по отношению к другим народам американцам будет несложно проститься, если к этому США побудят обстоятельства. В постидеологическом мире, где в поведении стран доминирует прагматизм, пространство для миссионерских инициатив по демократизации резко сократится. Демократия перестанет восприниматься как уникальная черта Соединенных Штатов и станет общечеловеческим достоянием, условием устойчивого развития. И хотя не стоит преуменьшать способность разных народов находить почву для личной гордости, чувство превосходства будет подкреплять все сложнее. Экономические тенденции современного мира не способствуют возрастанию мощи США и Запада в целом. Б. Обама стал первым американским президентом, под руководством которого объем совокупного ВВП стран трансатлантического сообщества упал ниже 50% от мирового.

Подходящие параллели для описания будущего Соединенных Штатов можно найти в прошлом этой страны. В 1990 г. консервативный публицист, постпред США в ООН Джин Киркпатрик опубликовала статью в рамках дискуссии о причинах относительного упадка мощи США из-за «имперского перенапряжения». В американской публицистике того времени расхожей была фраза «холодная война окончена, победила Япония». Киркпатрик писала, что настал конец эпохе, требовавшей от Соединенных Штатов внутренней мобилизации, наступило «нормальное время», и США пора стать «нормальной страной». Она требовала от Вашингтона сосредоточиться на внутренних делах: «Мы должны быть обычной державой, а не сверхдержавой. Мы должны приготовиться психологически и экономически к снижению нашего статуса до уровня обычного государства» [1]. Вполне возможно, что актуальность этих слов станет в будущем еще более очевидной.

* * *

Збигнев Бжезинский о будущем США на
основе своей книги "Стратегическое
видение: Америка и кризис глобальной
мощи"

Относительное ослабление мощи США в начале второго десятилетия 2000-х годов открывает новую эпоху многостороннего регулирования международных отношений. Какие возможности в связи с этим появляются у нашей страны?

Стратегической задачей России на мировой арене остается получение таких конкурентных преимуществ в мировой торговле и разделении труда, которые позволят сохранить и укрепить ее международные позиции. Решение этой задачи в значительной степени будет связано со способностью нашей страны стать одним из центров научно-технических и политических инноваций. Резкое повышение значимости информационной компоненты обусловливает необходимость защиты государственного суверенитета России в этой области (безопасность и суверенитет над средствами связи и спутниковой навигацией, беспрепятственный скоростной доступ в Интернет, сохранение лидерства в освоении космоса и пр.). В свете этих задач от российского руководства требуется нацеленность на поиск новых возможностей, часть из которых откроется в сотрудничестве с переживающими трансформацию Соединенными Штатами.

1. Kirkpatrick J. A Normal Country in a Normal Time // The National Interest. Fall 1990. Pp. 40–44.

Оценить статью
(Голосов: 2, Рейтинг: 5)
 (2 голоса)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся