Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Кадзусигэ Кобаяси

Эксперт РСМД и международного фонда Хоньо, докторант Женевского высшего института международных исследований и развития

Некоторые полагают, что американо-японские отношения строятся по схеме «царь — слуга», т.е. основаны на иерархически-командной модели. Но я бы скорее уподобил их отношениям «учитель — ученик»: все действия ученика направлены на получение одобрения учителя, однако ученикам позволено подвергать сомнению правоту учителя и даже — когда того требует ситуация — вступать с ним в дискуссии.

Некоторые полагают, что американо-японские отношения строятся по схеме «царь — слуга», т.е. основаны на иерархически-командной модели. Но я бы скорее уподобил их отношениям «учитель — ученик»: все действия ученика направлены на получение одобрения учителя, однако ученикам позволено подвергать сомнению правоту учителя и даже — когда того требует ситуация — вступать с ним в дискуссии.

Начиная с 1945 года в своей внешней политике Япония руководствуется очень простой доктриной: «Следуй за Америкой». Она сводится к соблюдению трех принципов: во-первых, Япония отказывается от каких бы то ни было амбиций, связанных с собственной армией, ответственность же за национальную безопасность страны возлагают на себя США; во-вторых, Япония концентрирует усилия на экономическом росте, используя свои ресурсы для поддержки военной мощи Вашингтона; и наконец, Япония следует за Америкой — всегда, везде и во всем.

Почему знание этих принципов столь важно для России? Потому что, как все мы прекрасно знаем, даже самый прилежный ученик рано или поздно восстает против собственного учителя. Время японского бунта — по крайней мере, ограниченного — наступает прямо сейчас. В процессе развития украинского кризиса становится все более очевидным тот факт, что Токио мало-помалу сходит с вашингтонской орбиты, стремясь проводить собственную, независимую политику в отношениях с Москвой. Такая динамика исключительно важна для России, поскольку от того, как сложатся российско-японские отношения в этот критический момент, зависит развитие нашего двустороннего партнерства в течение ближайших десятилетий. Все дело в том, что кризис может не только расширить пропасть между оппонентами, но и положить начало конструктивному сотрудничеству [1].

Бунт Японии против Вашингтона: почему сейчас?

В процессе развития украинского кризиса становится все более очевидным тот факт, что Токио мало-помалу сходит с вашингтонской орбиты, стремясь проводить собственную, независимую политику в отношениях с Москвой.

Модель «учитель—ученик», по которой строились отношения между США и Японией, была результатом своеобразного международного договора: США избавляют Японию от тяжкого бремени армии и военной промышленности, высвобождая ресурсы страны и позволяя ей добиться потрясающих экономических успехов, обеспечивших Японии второе (сейчас третье) место среди мировых экономик. Япония, со своей стороны, подчиняется Америке, платит ей и поддерживает внешнюю политику США. Во времена японского экономического чуда сделка была вполне честной.

Сегодня ситуация принципиально изменилась: вот уже два с лишним десятилетия, с 1991 года, Япония пребывает в глубокой рецессии, темпы экономического роста практически равны нулю. Во времена стремительного экономического развития японцы думали: если мы не будем следовать за США, наш экономический рост может закончиться. Сегодня все больше японцев думают иначе: зачем следовать за Америкой, если экономического роста все равно нет? Порой даже складывается впечатление, что односторонние акции США против Ирака, Ливии, Сирии, предпринимаемые под видом борьбы за свободу и демократию, на самом деле лишь дестабилизируют обстановку в мире [2].

На волне беспрецедентного антиамериканизма Демократическая партия Японии (ДПЯ), традиционно критически настроенная по отношению к гегемонии США, одержала блестящую победу на парламентских выборах 2008 года — впервые за всю послевоенную историю Японии. И хотя выборы 2012 года, прошедшие после катастрофы на «Фукусиме», были для ДПЯ провальными (партии ставили в вину взрыв ядерных реакторов «Фукусимы»), общий для всей нации вопрос остался в силе: кто может обеспечить стабильность для Японии и Евразийского региона в целом?

Larry Downing/Reuters
Визит Президента США Барака Обамы
в Японию, апрель 2014.

Принеся присягу во второй раз, премьер-министр С.Абэ дал неожиданный, но вполне рациональный ответ на этот вопрос: Россия. Решение о курсе на качественное улучшение отношений с Россией стало неотъемлемой частью его общей стратегии. Внешняя и экономическая политика С.Абэ логична и недвусмысленна: его цель — расширение суверенитета и независимости, а «расширение суверенитета и независимости» для Японии означает не что иное, как выход из-под влияния Вашингтона. В политическом аспекте С.Абэ предпринимает усилия, направленные на укрепление роли Сил самообороны Японии (ССЯ), стремясь постепенно свести к минимуму зависимость Японии от других стран (США). В экономической сфере премьер-министр поставил задачу укрепления японской промышленной базы, призванной стать плацдармом для оздоровления и возрождения экономики. Однако после Фукусимы атомная энергетика больше не может быть единственным источником энергии, и Япония нуждается в надежном региональном партнере — желательно обладающем обильными энергетическими ресурсами, а также готовом импортировать японские высокие технологии. Одним словом, Токио просто не мог не остановить свой выбор на России.

После вступления в свои полномочия, т. е. с декабря 2012 года, г-н С.Абэ уже пять раз встретился с российским президентом Владимиром Путиным — на фоне многочисленных двусторонних переговоров в самых разных форматах и на самом высоком уровне. С 1945 года Япония никогда столь интенсивно не контактировала с Россией. Премьер-министр с удовольствием принял приглашение в Сочи и в феврале 2014 года приехал на Олимпиаду — единственный из всех лидеров «Группы семи», чтобы засвидетельствовать уважение к огромному вкладу России в международную солидарность. Впрочем, г-н С.Абэ прекрасно осознает, что чересчур горячая российско-японская дружба может вызвать резкую эмоциональную реакцию вашингтонского «учителя». Собственно говоря, в этом для С.Абэ и заключается главная дилемма: с одной стороны, он хочет форсировать построение партнерских отношений с Россией, с другой — Япония не может пренебречь американо-японским альянсом.

После Фукусимы атомная энергетика больше не может быть единственным источником энергии, и Япония нуждается в надежном региональном партнере — желательно обладающем обильными энергетическими ресурсами, а также готовом импортировать японские высокие технологии. Одним словом, Токио просто не мог не остановить свой выбор на России.

Напрашивается вопрос: а почему бы вовсе не выйти из сферы влияния Вашингтона? Это невозможно по двум причинам. Во-первых, хотя Силы самообороны Японии и считаются одной из самых могущественных в мире военных организаций, они устроены таким образом, что могут полноценно функционировать лишь в тесном сотрудничестве с американскими вооруженными силами; за все время их существования ни одна операция не проводилась без участия американцев. Представляется весьма маловероятным, чтобы Вашингтон согласился расширить рамки самостоятельности ССЯ, но даже если бы это и произошло, на реструктуризацию Сил самообороны ушло бы по меньшей мере лет десять. Во-вторых, японское правительство ни на минуту не забывает об угрозе со стороны Китая, и надеяться на сдерживание потенциального агрессора, угрожающего безопасности региона, Япония может только при наличии американо-японского альянса.

Бунт Японии против Вашингтона: как?

Администрация С.Абэ видит в России последнего стража Евразии, способного поддерживать порядок и стабильность в регионе без ущерба для национальных интересов Японии. С.Абэ оказался в весьма неудобном положении: стремясь к расширению сотрудничества с Россией, Япония в то же время не может позволить себе отказаться от американо-японского альянса в это беспокойное время. Для сохранения региональной и национальной стабильности в ближайшем будущем Японии, по большому счету, нужны и Россия, и Соединенные Штаты.

В результате «тихий бунт» Японии против Вашингтона постепенно обретает форму стратегической дипломатии. Япония не возвысит голоса против Америки, не создаст ситуацию, чреватую для «учителя» потерей лица, но в то же время будет негласно проводить независимую политику, направленную на поддержание и расширение российско-японского партнерства. На фоне нынешнего украинского кризиса эта стратегия становится все более очевидной.

uk.saxomarkets.com
Абэномика. Инфографика.

Эмоциональная реакция на восстановление исторического статус-кво — воссоединение Крыма с Российской Федерацией — побудила некоторые западные страны поспешить с объявлением не скоординированных с ООН санкций в отношении России: 23 российским высокопоставленным чиновникам был запрещен въезд в эти страны [3]. Поначалу Япония не пожелала следовать сомнительному примеру Запада, поставив под вопрос законность революционного киевского правительства [4].

Однако после фактического присоединения Крыма к России ситуация изменилась. Японское правительство серьезно встревожилось в связи с этим воссоединением, опасаясь, что оно составит опасный прецедент и развяжет руки Китаю, способному осуществить аннексию островов Дяоюйдао (Сенкаку) [5]. Кроме того, давление США на японское правительство со временем росло. Боясь ультиматума в духе «кто не с нами, тот против нас» со стороны США, С. Абэ объявил, что Япония присоединится к санкциям Запада [6]. Однако он заявил, что Япония составит свой собственный санкционный список, включающий 23 фамилии российских государственных деятелей — по образцу соответствующего западного списка. К тому же премьер-министр настоял на том, чтобы имена фигурантов японского списка не разглашались. Более того, японское правительство направило в Москву своего специального представителя, г-на Сётаро Таниути (генерального директора Национального совета безопасности Японии), для обсуждения украинского кризиса в отсутствие западных политиков. С.Таниути посетил Москву дважды — 14 марта и 5 мая, причем имеется информация о том, что его последний, майский визит прошел в обстановке секретности [7].

С.Абэ продолжал реализовать принципы своей стратегической дипломатии. Одним из главных фигурантов западного санкционного списка был Сергей Нарышкин, спикер Государственной Думы. Однако 4 июня 2014 г. ему не только позволили въехать в Японию, но и приняли его как официального представителя В. Путина, выступившего с сообщением от российского президента в ходе Фестиваля российской культуры в Токио. Более того, С.Нарышкин был приглашен на «неофициальный» ужин, где присутствовали ключевые фигуры японской политической сцены [8].

Формат визита С. Нарышкина позволяет предположить, что тайный санкционный список либо вовсе не существует, либо содержит неактуальные имена, например, Иосифа Сталина. В ответ на недоумение Запада главный секретарь Кабинета министров С.Абэ пояснил: «Г-н Нарышкин в наш список не входил… Не вижу здесь никакой проблемы, поскольку японское правительство его не приглашало» [8]. Правительство США было в особенности раздосадовано объяснением, согласно которому «японское правительство его не приглашало», но, раз уж он прибыл, мы разрешили ему въехать в страну, а потом он случайно оказался на неофициальном ужине в компании ведущих японских политиков. Такое поведение совершенно явно продемонстрировало решимость Японии отказаться от амплуа «послушного ученика».

Последние санкции Японии против России лишь подтверждают выводы вышеприведенного анализа.

Этот «дополнительный пакет жестких санкций» был обнародован 28 июля и состоит по преимуществу из «мягчайших» мер: Япония объявляет о бойкотировании крымского вина, в то время как Европа решила прибегнуть к секторальным санкциям, в том числе и затрагивающим такие критичные для России отрасли, как финансы и энергетику.

Кроме того, новые японские санкции предполагают замораживание активов некоторых высокопоставленных российских чиновников, однако пожелавший остаться неизвестным сотрудник Министерства иностранных дел сказал, что «среди российских государственных деятелей нет практически ни одного, кто имел бы значительные активы в Японии». По существу, японские санкции продиктованы вовсе не русофобией: они лишь отражают ту политическую дилемму, перед которой оказался премьер С.Абэ, вынужденный делать выбор между Востоком и Западом.

Бунт Японии против Вашингтона: как еще?

В то время как отношения России с Западом становились все более хрупкими, Япония прилагала значительные усилия к укреплению экономических и культурных связей с Москвой, но делала это незаметным для сообщества западных стран образом [9]. К примеру, Бюро по делам Европы при Министерстве иностранных дел Японии на настоящий момент практически «русифицировано»: основным направлением его деятельности стало сохранение российско-японской солидарности в текущих сложных условиях. Ниже приводится таблица, недвусмысленно подтверждающая тот факт, что Россия стала одним из приоритетов японской международной политики: взаимоотношениями с Россией занимаются четыре из девяти основных подразделений Бюро по делам Европы. Сегодня Бюро по делам Европы правильнее было бы назвать Бюро по делам России и Евразии, хотя масштабы соответствующих подразделений различны.

Таблица 1.Бюро по делам Европы, Министерство иностранных дел Японии

Подразделение Регионы / области деятельности
Отдел европейской политики Институты ЕС, общая административная координация
Отдел азиатско-европейского сотрудничества Европейско-азиатские организации и конференции
Отдел Западной Европы Франция, Монако, Андорра, Бельгия, Нидерланды, Италия, Люксембург, Ватикан, Сан-Марино, Мальта, Великобритания, Ирландия, Исландия, Швеция, Норвегия, Финляндия, Дания, Испания, Португалия, Эстония, Литва, Латвия
Отдел Центральной, Южной и Восточной Европы Германия, Австрия, Швейцария, Лихтенштейн, Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, Болгария, Румыния, Албания, Македония, Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина, Греция, Кипр, Сербия, Черногория, Косово, Украина, Беларусь, Молдова
Отдел Средней Азии и Кавказа Азербайджан, Грузия, Армения, Казахстан, Туркменистан, Узбекистан, Киргизия, Таджикистан
Отдел по делам России Россия
Бюро по Хоккайдо, отдел по делам России Проблема Хоккайдо и прилегающих территорий (претензии России)
Отдел японско-российских экономических отношений Российско-японские экономические отношения
Отдел программ по обмену между Японией и Россией Российско-японские программы по обмену сотрудниками 

Кроме того, были созданы дополнительные государственные структуры, занимающиеся развитием российско-японских отношений, — такие, например, как Российско-японская организация по содействию торговле и инвестициям. Пик напряженности в отношениях между Россией и Западом пришелся на март 2014 года, когда Крым успешно воссоединился с Россией. В разгар кризиса западные страны настаивали на том, чтобы Япония бойкотировала VI Российско-японский инвестиционный форум. Япония заверила Запад, что ее присутствие на Форуме будет «урезано», исключение составят лишь министры связанных с экономикой отраслей, изначально планировавшие принять участие в мероприятии. Это был компромисс, дающий возможность Западу сохранить лицо. Тем не менее 19 марта 2014 г. Форум состоялся в Токио, в нем приняли участие более 1000 делегатов, высокопоставленных чиновников (порядка 250 из России и 750 из Японии), а также заместителей министров; был подписан целый ряд конструктивных соглашений .

Реакция японской общественности на украинский кризис

Администрация С.Абэ видит в России последнего стража Евразии, способного поддерживать порядок и стабильность в регионе без ущерба для национальных интересов Японии.

Когда в Киеве произошла революция, подавляющее большинство японцев отреагировали на нее без особого интереса («очередная демократическая революция»), припомнив американское вторжение в Ирак, «цветные» революции и арабскую весну [10]. Но к крымским событиям отношение было абсолютно иным. Японское общество было до крайности напугано вероятностью того, что они послужат опасным историческим прецедентом для Китая, территориальный голод которого представляется практически неутолимым. Отчасти в связи с более жесткой политикой национальной безопасности, проводимой премьером С.Абэ, китайско-японские отношения за последние годы беспрецедентно ухудшились. На этом фоне отношение японской общественности к России, судя по публикациям в прессе, начиная с марта 2014 года неуклонно ухудшалось, а градус тревожности в обществе — возрастал.

Однако в отсутствие засилья антироссийской пропаганды реакция японцев на гибель малазийского самолета была по преимуществу умеренной или нейтральной. Разумеется, эта новость не меньше недели занимала первые полосы всех крупных японских газет — люди оплакивали погибших. Однако, в отличие от западных СМИ, японские журналисты больше обсуждали возможные нарушения со стороны «Малазийских авиалиний». К примеру, цитируя британский источник, газета «Санкэй симбун» писала: «Два бортпроводника отказались работать на упавшем лайнере, заявив, что маршрут небезопасен. Маршрут не был изменен — невзирая на то, что некоторые из опытных пилотов компании предупреждали об опасности». Кроме того, в цитируемом отчете говорилось, что западные авиакомпании к тому времени уже изменили маршруты своих самолетов. Еще одна крупная японская газета, «Майнити Симбун», писала, что Соединенные Штаты делают все возможное, чтобы доказать гипотетическое «преступление России». «И тем не менее, — подчеркивалось в статье, — правдивость американской информации подлежит большому сомнению… ведь на счету США также есть свои „преступления“: в свое время они обманным путем преувеличили угрозу, исходящую от Ирака, чтобы оправдать начало военного вторжения в эту страну». В самом деле, за последние годы доверие к Америке в Японии значительно пошатнулось. Японцы прекрасно знают, что сегодняшнее процветание их страны было бы невозможно без американской поддержки. Однако многие начинают сомневаться в том, что одних только прошлых заслуг достаточно, чтобы оправдать гегемонистскую политику, проводимую американским правительством на международной арене [11].

***

В то время как отношения России с Западом становились все более хрупкими, Япония прилагала значительные усилия к укреплению экономических и культурных связей с Москвой, но делала это незаметным для сообщества западных стран образом.

Вышеизложенный анализ привел нас к трем ключевым выводам. Во-первых, японские санкции против России продиктованы политическим императивом, а не антироссийским настроем. Враждебная внешняя политика по отношению к России, проводимая некоторыми западными странами, отражает русофобию их правительств и является следствием параноидального и анахроничного образа мыслей, зацикленности на фантомах советского прошлого. Однако над Токио эти беспочвенные страхи не властны [12].

Во-вторых, поскольку японские санкции вовсе не обусловлены антироссийскими настроениями, у нас все еще остается значительное пространство для маневра — в наших силах сохранить и даже углубить российско-японское партнерство. Но чтобы это сделать, необходимо пересмотреть подход к решению поставленной задачи, перейдя от модели «сверху вниз» к модели «снизу вверх». Вполне возможно, что в ближайшем будущем придется отменить или отложить какие-то из важных встреч российских и японских политиков. Именно поэтому значение коммерческих, культурных и административных (на уровне префектур и министерств) контактов резко возрастет. Саммитами взаимоотношения не исчерпываются.

И наконец, в-третьих. Санкции, возможно, доставляют удовольствие лидерам в Вашингтоне или где-то еще, но главный вопрос по-прежнему остается без ответа: как эти санкции могут помочь Украине найти пути к процветанию? Если Запад хочет подорвать российскую экономику и утвердиться в чувстве национального превосходства, то односторонние санкции вполне подходят для решения этой задачи. Но если цель Запада — спасение Украины от надвигающегося хаоса, то санкции против России для достижения этой цели бесполезны. Россия — один из основных торговых партнеров Украины, и ослабление российской экономики лишь ускорит наступление в Украине экономического хаоса.

Один из самых важных уроков, извлеченных человечеством из мировых войн, заключался в том, что гегемонистские санкции неэффективны — особенно санкции, налагаемые на великие державы без многосторонних международных договоренностей. Гитлер пришел к власти благодаря репрессивным по отношению к Германии условиям Версальского договора. Санкции против Ирана лишь вызвали раздражение иранской общественности и спровоцировали волну антиамериканизма, которая захлестнула даже наиболее либерально мыслящих иранских деятелей. Международная история много раз заставляла нас убедиться: санкции без одобрения ООН не ведут ни к торжеству справедливости, ни к росту престижа, это стратегия некомпетентных политиков, неспособных найти более конструктивные и дальновидные решения.

Если Запад хочет сомкнуть на шее России стальную цепь, Япония всегда будет самым слабым звеном в этой цепи. Подлинное международное партнерство должно быть основано на умении продолжать диалог даже в моменты самых острых кризисов. И российско-японское партнерство продемонстрировало высокую степень взаимопонимания. Санкции объявляются и отменяются, а солидарность остается — и становится только глубже.

1. Более подробный анализ японских санкций по отношению к России можно найти в: Kobayashi, K. (2014). Opening The Sanction Magicbox: Myth of Japanese Sanction Against Russia. RIAC Blog “In-Between East and West,” 21 July 2014, /en/blogs/kazushige-kobayashi/?id_4=1299.

2. См., например: Bacevich, A. J. (2008). The limits of power: The end of American exceptionalism. Macmillan.

3. Отметим, что здесь и далее под словом «санкции» понимаются односторонние санкции Запада в отношении России, объявленные после марта 2014 года. Их следует отличать от других санкционных акций, основанных на многосторонних международных соглашениях, — таких, например, как координируемые ООН санкции, направленные против транснациональной организованной преступности. О целевых санкциях ООН см., например: Biersteker, T.J & Eckert, S.E. (2006). Strengthening Targeted Sanctions through Fair and Clear Procedures. Brown University Watson Institute for International Studies.

4. Для Токио такое поведение было вполне логичным: в Японии практически не существует традиции уличных протестов. У Японцев подобные акции, как правило, ассоциируются с деятельностью ультранационалистов (т. е. людей, призывающих к реставрации Японской империи) или ультралевых (революционеров марксистско-ленинского толка).

5. Эти острова, расположенные между Окинавой и Тайванем, де-факто контролируются Японией, однако в прошлом, тысячу лет назад, они были частью китайской территории.

6. Собственно говоря, новые санкции Евросоюза против России тоже следует рассматривать сквозь призму трансатлантических экономических отношений. Основная причина, по которой американское правительство так настаивает на европейских санкциях, заключается в том, что, если бы США остались единственной страной, объявившей против России односторонние санкции, это могло бы обеспечить европейским компаниям значительные конкурентные преимущества, поскольку их руки не были бы связаны мерами против России. С той же тенденцией мы сталкивались во время глобального экономического обвала: всякий раз, когда США внедряли новые инструменты финансового регулирования, остальной мир был вынужден мгновенно брать на вооружение тот же инструментарий. Мировой резонанс насущно необходим американскому бизнесу для сохранения конкурентоспособности.

7. Sankei News. (2014). 谷内局長、露安保会議書記と協議 [Беседа Генерального директора Таниучи с секретарем Совета безопасности РФ Патрушевым]. 14 March 2014, http://sankei.jp.msn.com/world/news/140314/erp14031423150014-n1.htm; Sankei News. (2014). 別働隊超えた“第1外務省” NSC事務局 プーチン氏側近と会談 中国にも接触 ソウルで意見交換 隠密外交フル稼働 [Секретариат Национального совета безопасности Японии проводит встречи с советниками Путина, поддерживает контакты с представителями Китая, обменивается мнениями с Сеулом — что это, как не полноценная тайная дипломатия?]. 14 June 2014.

8.中央日報 [Chuou Nippou]. (2014). 安倍首相、米国入国禁止のプーチン側近にメッセージ送り“勅使接待”[Премьер-министр Абэ направляет письмо советнику Путина, которому запрещен въезд в США, обращаясь к нему как к «посланнику»], 4 June 2014, http://japanese.joins.com/article/091/186091.html. В ходе фестиваля с ним встретился представитель г-на Абэ. Среди «ключевых фигур» — г-н Бунмэй Ибуки (спикер Нижней палаты Парламента) и г-н Масааки Ямадзаки (председатель Верхней палаты Парламента).

9. На самом деле первый шаг в направлении налаживания российско-японских отношений Абэ сделал еще в 2013 году, когда были возобновлены переговоры по Курильским островам, смягчен визовый режим и значительно расширено присутствие японских компаний на российском рынке. Этот момент можно считать началом стратегического курса на институционализацию российско-японских отношений, однако процесс этот был максимально защищен от нескромного внимания американцев. ИТАР-ТАСС. (2013). Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Японии об упрощении процедуры выдачи виз гражданам РФ и гражданам Японии, подписанное 28 января 2012 года в Токио, сегодня вступает в силу. 30 октября 2013 г., http://itar-tass.com/politika/699501; Reuters. (2014).

Japan's embrace of Russia under threat with Ukraine crisis. 5 March 2014, http://in.reuters.com/article/2014/03/05/ukraine-crisis-japan-idINDEEA2404R20140305.

10. В отличие от западной общественности, японцы в большинстве своем скептически относятся к идее экспорта демократии, ценя стабильность выше, чем свободу. Именно поэтому наша национальная система до сих пор основана на пожизненном найме, большинство японцы готовы полвека работать в одной и той же компании. В глазах многих японцев революция ассоциируется лишь с нестабильностью; больше одного-двух раз за столетие революции происходить не должны. В соответствии с господствующим в стране общественным мнением, японское правительство последним признало законность революционной киевской власти.

11. К примеру, между 1972 и 2011 гг. только на острове Окинава было зафиксировано 124 случая изнасилований, совершенных американскими солдатами, — не говоря уже о таких «мелких» преступлениях, как посягательство на чужую собственность. Правительство США почти всегда защищает своих солдат, порой даже отказываясь признать юрисдикцию Японии в такого рода делах. Japan Watchdog for Accuracy in News-Reporting. (2012). 「沖縄米兵の性暴力事件 1972年以降7件」 NHK誤り認める [NHK признает, что в предыдущем отчете о преступлениях на сексуальной почве, совершенных американскими солдатами на острове Окинава с 1972 года, была допущена ошибка]. 5 November 2012, http://gohoo.org/false_reports/012/.

12. Скажем, 28 июля Япония объявила о «дополнительной серии жесточайших санкций» против России — таких, например, как запрет на импорт крымского вина. Кроме того, в рамках новых санкций будут заморожены финансовые активы некоторых российских чиновников. Правда, пожелавший остаться неизвестным сотрудник Министерства иностранных дел сказал, что «среди российских государственных деятелей нет практически ни одного, кто имел бы значительные активы в Японии». Asahi Shinbun. (2014). 日本がロシア追加制裁発表 欧米と板挟み、配慮も [Япония объявляет о дополнительных санкциях против России — выбор между Западом и Россией, соображения в пользу России]. 28 July 2014, http://www.asahi.com/articles/ASG7X5R4MG7XUTFK00J.html.

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся