Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 7, Рейтинг: 3.71)
 (7 голосов)
Поделиться статьей
Алексей Токарев

Д.полит.н., в.н.с. ИМИ МГИМО МИД России

Команда социологов из МГИМО и Финансового университета презентовала доклад «Социология образа будущего — 2033: нарисованная собой Россия» по итогам полутора лет работы. Руководитель исследования Алексей Токарев рассказывает, как страна видит свою внешнюю политику через 10 лет.

Без широкого взгляда на глобус мы не можем. Ощущение собственного величия (географии, истории, культуры) не даёт жить, не выходя из комнаты. Россия — 2033 неустранима из мировой политики. Желаемая роль нашей страны — «притягивающая, как светильник», внушающая остальной планете безусловное уважение вместо страха. Респонденты о 2033 годе: «Все стремятся в Россию: бизнесмены, учёные, туристы, айтишники. Все хотят жить здесь». Россия будущего — сверхдержава, один из мировых центров наряду с Китаем и США. Для непонятливых один из респондентов рисует пьедестал, на котором Россия на первом месте, США — на втором, Китай — на третьем; другой подписывает стрелку в сторону Северной Америки «уже не гегемон». Ещё более понятный рисунок показывает, как русский мишка держит «кнопку, управляющую ядерными ракетами». Его роль изменилась: сбросив цепи, он сидит на троне, под которым американский орёл и китайский медведь тянут друг к другу руки. Наша страна поддерживает суверенную стабильность. Тут сердце международника радуется: либо массовый человек читает российские доктринальные документы, либо Концепция внешней политики, отражающая российское видение будущего мироустройства, пишется с учётом мнения россиян.

Команда социологов из МГИМО МИД России и Финансового университета презентовала доклад «Социология образа будущего — 2033: нарисованная собой Россия» по итогам полутора лет работы. Руководитель исследования Алексей Токарев рассказывает, как страна видит свою внешнюю политику через 10 лет.

Массовое сознание можно увидеть. Для этого необязательно проводить количественные исследования — опрос по репрезентативной выборке в 1 600 человек для всей страны, как до 2017 г. делал ВЦИОМ. Иные качественные исследования в России состоят из 3–5 фокус-групп. Задавая одни и те же вопросы, социологи в какой-то момент начинают получать одинаковые ответы от незнакомых друг другу людей разного пола, возраста, образования и места жительства. В этот момент массовое сознание предстаёт во всей красе. После 5–10 фокус-групп, если не затрагивается региональная специфика, а речь идёт об общестрановых вопросах, социолог уже знает, что услышит от следующих групп: чем больше групп, тем меньше новой информации. Патриарх российской качественной социологии Сергей Белановский пишет о 24-х фокус-группах как о максимальном числе в эмпирических исследованиях.

Мы провели 48 фокус-групп в 23-х населённых пунктах 17 регионов: от Санкт-Петербурга до Махачкалы, от Воронежа до Иркутска, от Москвы до села Мильково в 300 км на север от Петропавловска-Камчатского. В наше исследование, с точки зрения статуса населённых пунктов, вошли пять позиций: мегаполисы (Москва и Санкт-Петербург), города-миллионники, центры субъектов, райцентры/малые города и посёлки/деревни. Поскольку мы не помещали в центр внимания региональные идентичности (например, фронтиры массового сознания в Калининграде или островное мышление Сахалина), география нашего исследования включала все крупные регионы: северо-запад, центр, Поволжье, Черноземье, Кавказ, Урал, Сибирь, Дальний восток.

Студенты элитного столичного вуза, рабочие портового цеха на Камчатке, бабушки-активистки в нижегородском селе, работники администрации райцентра в Сочи, пенсионеры из клуба танцев в Самаре, член-корры РАН в Академгородке, грузчики в Воронеже, молодые общественники в Пятигорске, единороссы в Таганроге, сторонники несистемной оппозиции в Петербурге — сложно перечислить все пересечения возрастов, профессий и городов. 8–12 респондентов на каждой из 48 групп создали по два рисунка (настоящее и будущее). Примерно 1 000 рисунков и позволяют нам считать Россию в нашем докладе нарисованной собой.

Этот «автопортрет» опровергает многое из привычного. Настоящая Россия далека от обрыдлых стереотипов, навязываемых миру: мол, здесь образа будущего нет, инженеры повестки умеют выигрывать только Великую Отечественную войну, оппозиция тотально подавлена, шеи интеллектуалов коротки, а основные инструменты власти — принтер депутата и палка ОМОНовца. Настоящая Россия умная, сомневающаяся, всë понимающая, критикующая и часто критиканствующая. Она видит красные линии общественной дискуссии и отлично чувствует момент, когда свобода может стать несвободой, формируя пока не оруэлловское двоемыслие, но уже что-то по-советски кухонное: «мы говорим то, что от нас хотят слышать, но думаем другое».

На образ внешней политики сильно повлиял 2022 год. После 24 февраля соотечественники начали рисовать внешнюю политику намного больше. Явная тенденция: «группы 18–30» интересуются внешней политикой сильнее, чем средние и старшие. 

Молодые грустят. Русский медведь «очень большой и вездесущий, но одинокий», из Сибири вывозят лес, сама страна изранена врагами (рисунок 2). В щадящей версии у русского медведя цепями на руках висят «международное сообщество» и «внутренние проблемы» (рисунок 8). Российский флаг надорван «маргинальной вороной», которая и от своих отбилась, и «к ястребам не прибилась» — орнитологическими аллюзиями описывается Украина (рисунок 7).

Агрессии у нас нет. «Идти к великому будущему осторожными шагами», — так описывает респондент из Екатеринбурга нашу стратегию. Россия будущего — это страна, которая дружит со всем миром и «не имеет имперских замашек», или же государство с открытым окном, за которым зелень и деревья (рисунок 6). Россия — 2033 держится за руки с Украиной, Южным Кавказом, Центральной Азией и Японией. Подпись на другом рисунке: «Россия в диалоге со всеми обеспечивает выживание мира». Третий: «Любовь и принятие всех стран». Четвёртый: «Мир вокруг». Пятый: «Мир между народами». Шестой аж из декабря 2021 г. в камчатском Елизово пишет: «Нет войны, все счастливы». Сразу на двух рисунках из Барнаула и Махачкалы идентичные подписи про будущее: «Россия окружена дружественными странами». На всех этих рисунках страна расположена не на краю международной арены, обочину истории обтирают другие. Россия будущего — центровая миропорядка и по-прежнему великая, но не страхом, а притягательностью. Респондент прямо пишет: «Россия — великая страна. Все её любят и знают, что она поможет».

Нельзя сказать, что в Отечестве совсем нет имперцев. Часть респондентов средних и старших групп изображают Россию как собирательницу земель, расширяющую свои границы за счёт территорий других государств. Украина присоединена (вариации — Белоруссия, Абхазия, Южная Осетия, Армения, Казахстан), все соседи и враги склонились перед Короной — экспансионистский посыл, демонстрирующий историческую действительность России, окружённой врагами.

Или российский флаг высится над всеми континентами (рисунок 5). Или вся планета держит скипетр и державу и венчается короной Российской империи. Ни в одной фокус-группе респонденты не изобразили боевые действия или войну с другим государством.

Представления о внешней политике характеризуются желанием жить со всеми соседями мирно, сотрудничать и дружить. Россия, Украина, Белоруссия живут в мире и согласии. Более того, в будущем к ним добавляются и США; на другом рисунке между нашими странами сердечко и подпись «NO VISA» (рисунок 4); на третьем — сердечко уже между Россией и всем миром. В этом счастливом мире будущего солнце светит всем одинаково. Ярко.

Итоги нашего исследования прямо опровергают устоявшийся в западных массмедиа тезис об экспансионистских настроениях среди россиян. Но и Россия не способна уйти на покой из международных отношений. Традиционная роль, отводившаяся нам бывшими партнёрами и в различных вариациях («Верхняя Вольта с ракетами», «ядерная бензоколонка», «региональная держава»), предполагавшая наш уход из глобальной политики, совсем не резонирует с массовым сознанием. Из всех рисунков, на которых затрагивались темы внешней политики, лишь один показывает страну в будущем «тихой, мирной, в достатке», инфантильно катающей машинку, дескать, нет ей дела до глобуса (рисунок 1). 

 Остальные смыслы оставляют России всегда великое будущее активного архитектора миропорядка с той разницей, что большинство видит её самой обаятельной, чарующей мирной харизмой, а меньшинство словно перечитывают классиков реализма и присоединяют в будущем новые территории. Большинство большинства (те, кто стремится к привлекательности без географической экспансии — при сохранении нынешней территории) составляют молодые. Большинство меньшинства («имперцев») — респонденты среднего и старшего возраста. При этом никто не требует большой крови. Будущее России всем видится исключительно мирным. В этом мире будущего соседи не несут опасности, а границы надёжно защищены.

Есть в восприятии внешней политики и расхождения между «отцами» и «детьми». Главный пострадавший от санкционной войны Запада — молодёжь. Для среднего поколения интернет, сопутствующие сервисы (онлайн-кинотеатры или доставка из-за границы) и ежедневные привычки вроде похода в Макдональдс — лишь инструмент. Кроме того, поколение отцов и дедов помнит 1990-е гг., когда убивали людей, а не подписку в Spotify. Нынешние потери в лице Netflix и Coca-Cola для них незначительны. А молодёжь переживает сильнейшую трансформацию среды, в которой она выросла. Как бы ни было смешно старшим, ощущение молодыми собственной потерянности и вытесняемости России на обочину истории из-за того, что у них «отняли картошку фри», следует принять во внимание. Именно это ощущение (конец истории брендов) сильно влияет на восприятие реальности теми, кому в 2033 г. будет 30–40 лет.

При этом ни в одном возрасте Россия не испытывает ненависти к соседям и отчётливо формулирует запрос на мир. Это не мир имени Хасавюрта. Мы вообще не готовы разбрасываться территориями. «Вы там себя в Москве кому-нибудь передавайте!» — отвечали нам в двух экспедициях на Курилах местные жители, когда мы обсуждали с ними различные сценарии островного будущего.

Западные попытки cancel Russians вызывают великодушную улыбку, а у старшего поколения ещё и задор в стиле «…а мы крепчаем!». Обустройство национальной квартиры было важнее передвижения пограничных столбов до февраля 2022 г.

Без широкого взгляда на глобус мы не можем. Ощущение собственного величия (географии, истории, культуры) не даёт жить, не выходя из комнаты. Россия — 2033 неустранима из мировой политики. Желаемая роль нашей страны — «притягивающая, как светильник», внушающая остальной планете безусловное уважение вместо страха. Респонденты о 2033 годе: «Все стремятся в Россию: бизнесмены, учёные, туристы, айтишники. Все хотят жить здесь». Россия будущего — сверхдержава, один из мировых центров наряду с Китаем и США. Для непонятливых один из респондентов рисует пьедестал, на котором Россия на первом месте, США — на втором, Китай — на третьем; другой подписывает стрелку в сторону Северной Америки «уже не гегемон». Ещё более понятный рисунок показывает, как русский мишка держит «кнопку, управляющую ядерными ракетами». Его роль изменилась: сбросив цепи, он сидит на троне, под которым американский орёл и китайский медведь тянут друг к другу руки. Наша страна поддерживает суверенную стабильность. Тут сердце международника радуется: либо массовый человек читает российские доктринальные документы, либо Концепция внешней политики, отражающая российское видение будущего мироустройства, пишется с учётом мнения россиян.

Рисунок 1.

Рисунок 2.

Рисунок 3.

Рисунок 4.

Рисунок 5.

Рисунок 6.

Рисунок 7.

Рисунок 8.


(Голосов: 7, Рейтинг: 3.71)
 (7 голосов)

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся