Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Зарубежный взгляд

В сентябре с.г. Россия выступила организатором саммита АТЭС во Владивостоке, развив тем самым успех председательства США в 2011 г. В своем специальном интервью по просьбе РСМД Эндрю Качинс анализирует достижения и проблемы, которыми была отмечена деятельность России в период ее председательства в АТЭС. Он говорит о препятствиях на пути политики России в Азии, а также о будущей роли АТЭС в этом регионе.

 

Зарубежный взгляд

В сентябре с.г. Россия выступила организатором саммита АТЭС во Владивостоке, развив тем самым успех председательства США в 2011 г. В своем специальном интервью по просьбе РСМД Эндрю Качинс анализирует достижения и проблемы, которыми была отмечена деятельность России в период ее председательства в АТЭС. Он говорит о препятствиях на пути политики России в Азии, а также о будущей роли АТЭС в этом регионе.

Эндрю Качинс, Директор программы по России и Евразии Центра стратегических и международных исследований

Интервьюер: Мария Просвирякова, Российский Совет мо международным делам (РСМД)

Фото: Эндрю Качинс, Директор программы
по России и Евразии Центра стратегических
и международных исследований

США выступили организатором саммита АТЭС в 2011г. Что дало этой стране председательство в АТЭС?

Преемственность председательства стран-членов АТЭС в этой организации является их естественной обязанностью. Председательство США было успешным, прогресс был достигнут в ряде областей. Оно отразило приверженность администрации США к деятельности многосторонних институтов в Азии. Кроме того, это председательство продемонстрировало для США важность АТЭС как многосторонней организации экономического развития.

Чего удалось достичь России в результате ее председательства на саммите АТЭС в 2012г.? Каково главное достижение России в этом качестве?

Полагаю, ключевым достижением России было успешное проведение встречи на высшем уровне. Россия впервые выступила организатором саммита АТЭС. Таким образом, для Российской Федерации был важен успех встречи, где она могла выразить свою заинтересованность и поддержку многосторонних институтов в Азии.

Проведение встречи во Владивостоке было рискованным и смелым решением правительства России. Оно потребовало огромных инвестиций в развитие инфраструктуры города организатора. Но все прошло хорошо. Россия эффективно подтвердила свою заинтересованность в своей роли как азиатской державы, а также развитии многосторонних институтов в Азии. Это особенно важно сейчас, потому что многосторонняя институциональная структура в Азии находится в процессе перемен. Поскольку в последние годы и даже десятилетия Россия не особенно рассматривала себя как азиатскую державу, в еще меньшей степени она воспринималась как таковая самими странами Азии; она виделась им больше как европейская страна.

Это имеет особое значение в связи с определением президентом Путиным более глубокой интеграции России в Азию как одной из целей нынешнего срока своего президентства.

Какие основные препятствия пришлось преодолеть России в вопросе выполнения своих обещаний в рамках председательства на форуме «АТЭС-2012»?

Одно из таких обещаний имело логистический характер, т.е. демонстрация способности России решить вопросы проживания участников, транспорта, инфраструктуры при организации встречи такого масштаба во Владивостоке. Инвестиции в развитие острова Русский, строительство моста с материка на остров, крупные капиталовложения в модернизацию международного аэропорта Владивостока, а также в шоссейную сеть в границах и вокруг Владивостока – все это имело важное значение для успешного проведения встречи.

Планирование содержательной части встречи было, вероятно, несколько менее сложным. Но если вы посмотрите на Министерство иностранных дел Российской Федерации и президентскую администрацию, то увидите, насколько там меньше специалистов и практического опыта по проблематике Азии, чем в Европе или США. В России гораздо больше специалистов по европейским делам, связям с США и некоторым другим вопросам. В равной мере было весьма важным создать и распределить кадровый потенциал для успешного решения соответствующих вопросов. Думаю, успех достигнут на обоих «фронтах».

Насколько итоги председательства России в АТЭС согласуются с ее политикой в Азии?

Россия желает права голоса в развитии многосторонней институциональной системы в Азии. Она желает важной роли в АТЭС, вот почему председательство на саммите АТЭС было важным в этом плане. То же самое справедливо и в отношении участия России в Восточноазиатском Саммите и других многосторонних институтах в Азии. Это важно также для социально-экономического развития Дальнего Востока России и Восточной Сибири, а также так называемых «азиатских регионов» России, весьма богатых природными ресурсами, требующих, однако, огромных инвестиций. Это будет иметь ключевое значение для нарастающей экономической интеграции России в Азию. Этот процесс уже идет какое-то время. Например, около 10% импорта в Японию газа и нефти приходится на долю из Российской Федерации. Это очень большое достижение за последние десять лет.

Какие препятствия могут ожидать Россию на пути ее политики в Азии?

Самое большое препятствие для России – это убедить инвесторов России, Азии и других стран в том, что инвестиционному климату в России можно доверять. Потому что масштабы инвестиций, необходимых для освоения нефтегазовых и иных природных ресурсов, развития соответствующей инфраструктуры, огромны. Это будет почти самый капиталоемкий проект в истории. Инвестиции окупятся не за 1-2 года, а за 5-10 или 20 лет. Вот почему весьма важно убедить международных инвесторов в не слишком высоком риске России как инвестиционного проекта.

Другой вопрос – коррупция, которая составляет сердцевину инвестиционного климата. Это много раз признавалось президентом Путиным и бывшим президентом Медведевым.

Помимо прочих региональных организаций и новых инициатив, например, Транс Тихоокеанское партнерство (ТТП), что еще обеспечит продолжение важнейшей роли АТЭС в регионе?

Как и любая многосторонняя организация, АТЭС должен продемонстрировать свою продуктивность и полезность для стран-членов, а также для их руководителей, принимающих решения о выделении своего рабочего времени и бюджетных ресурсов на соответствующие цели.

Полагаю, нужно расширить членство в АТЭС, чтобы привести его в соответствие с количеством членов в других многосторонних институтах Азии.

Вероятно, в перспективе в Азии будет один многосторонний саммит, который будет привлекать глав государств ведущих стран региона. АТЭС справлялся с этой задачей в прошлом, в т.ч. в последние годы. Сможет ли он выполнять эту функцию и в будущем? Это зависит от оценки лидерами АТЭС значимости и важности этой организации.

Будет соревнование за первенство в статусе многостороннего саммита. Восточноазиатский Саммит как еще один многосторонний институт, в частности, будет конкурировать за внимание к себе со стороны руководителей каждой из стран. Но время покажет, к чему все это приведет.

Спасибо большое, г-н Качинс, за это интервью.

Был весьма рад.

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся