Распечатать Read in English
Оценить статью
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)
 (1 голос)
Поделиться статьей

11 мая 2021 г. в рамках совместного проекта Российского совета по международным делам (РСМД) и Корейского фонда (Korea Foundation) «Сотрудничество между экспертами нового поколения — 2021» состоялся второй круглый стол «The Korean Peninsula: state of affairs and denuclearization prospects. Room for collaboration».

Российские и корейские эксперты обсудили как военно-политические аспекты ситуации в регионе, уделив особое внимание сохраняющейся дилемме безопасности и необходимости соблюдения принципа взаимности при ведении диалога, так и социоэкономические и гуманитарные вопросы, оказывающие воздействие на нормализацию обстановки.

11 мая 2021 г. в рамках совместного проекта Российского совета по международным делам (РСМД) и Корейского фонда (Korea Foundation) «Сотрудничество между экспертами нового поколения — 2021» состоялся второй круглый стол «The Korean Peninsula: state of affairs and denuclearization prospects. Room for collaboration».

Российские и корейские эксперты обсудили как военно-политические аспекты ситуации в регионе, уделив особое внимание сохраняющейся дилемме безопасности и необходимости соблюдения принципа взаимности при ведении диалога, так и социоэкономические и гуманитарные вопросы, оказывающие воздействие на нормализацию обстановки.

В ходе круглого стола выступили научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН Дмитрий Стефанович, научный сотрудник Корейского института оборонных исследований Хеджон Сон, научный сотрудник Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН Анна Поленова и профессор Университета северокорейских исследований Сонген Ким. Модерировал мероприятие научный сотрудник ЦКЕМИ НИУ ВШЭ Александр Королев.

Следующий круглый стол в рамках проекта, который будет посвящен состоянию российско-южнокорейских отношений, запланирован на июнь 2021 г.

Тезисы участников дискуссии

Дмитрий Стефанович

  • Ядерное оружие по-прежнему является основным сдерживающим фактором полномасштабных войн на региональном и глобальном уровне. Российская позиция по разоружению на Корейском полуострове аналогична ее позиции по отношению к этой проблеме в глобальном масштабе.

  • Денуклеаризация — конечная цель, а не исходная точка в разрешении ситуации на Корейском полуострове, для начала этого процесса должны быть созданы подходящие условия. Соответственно, их создание должно стать приоритетным направлением для заинтересованных сторон.

  • Следует иметь в виду, что создание ядерного оружия никогда не является самоцелью, к обладанию им стремятся под воздействием восприятия существующих угроз. Когда государство чувствует угрозу своей целостности или обеспокоено деятельностью других акторов, оно инвестирует в то, что считает необходимым для своего выживания, в том числе в стратегические вооружения, даже если таким образом будут созданы новые угрозы уже в восприятии его оппонентов.

  • Международному сообществу крайне важно найти инструменты, позволяющие удерживать ситуацию под контролем для предотвращения любых форм войны на Корейском полуострове, будь то ядерной или обычной. Сохранение статус-кво — далеко не худший сценарий.

  • Следует отметить, что за расширение своего ядерного арсенала обычно критикуют Северную Корею, хотя на самом деле гонка ядерных вооружений в Азии была спровоцирована Южной Кореей, которая опасалась военного превосходства своего соседа за счет конвенционального оружия. Аналогичная ситуация наблюдалась во время холодной войны, когда НАТО и США использовали ядерное оружие в ответ на предполагаемую угрозу, исходящую от обычных вооруженных сил СССР. Сегодня ситуация изменилась, и уже Россия полагается на свой ядерный арсенал как на средство защиты себя от военных возможностей Запада.

  • Сегодня существует множество факторов, таких как растущая конфронтация между Китаем и США, а также проблемы контроля над вооружениями в отношениях России и США, влияющих на региональную динамику. Япония и Южная Корея естественным образом оказывают значительное влияние на состояние полуострова. Система противоракетной обороны США в АТР также не снимает напряженность в регионе.

  • В сложившейся ситуации, во-первых, Россия и региональные державы должны сначала провести надлежащее обсуждение, подготовить почву для откровенного обмена мнениями по проблеме. Во-вторых, предметом детального рассмотрения всеми вовлеченными сторонами должно стать неядерное сдерживание.

Хеджон Сон

  • Пандемия COVID-19 оказала серьезное негативное влияние на весь мир в целом, но Северной Корее пришлось особенно тяжело. Для Пхеньяна пришло время пересмотра своей политики, правительству предстоит справиться как с экономическим кризисом внутри страны, так и с вызовом новой политики США по отношению к КНДР — на международном уровне. Это требует взвешенной оценки возможностей и угроз в политической, экономической и социальной сферах.

  • Первоочередной задачей является преодоление последствий пандемии: экономических проблем в действующей системе здравоохранения, ограничений политики самообеспечения, усталости населения от затяжного кризиса и ограниченных возможностей для расширения внутреннего рынка. Правительство, вероятно, будет пытаться одновременно наращивать свой военный арсенал и преодолевать нарастающий разрыв идентичности между поколениями, чтобы скрыть недостатки своей экономической политики.

  • Вторая проблема связана с внешней безопасностью, которая заключается в растущем давлении со стороны США, сокращении помощи со стороны Китая и очевидном отсутствии поддержки от неправительственных организаций в преодолении пандемии.

  • Экономические и социальные показатели приобретают все большее значение для правительства Северной Кореи при формировании политики. В связи с этим властям нужны видимые результаты диалога с США и Южной Кореей, гарантии безопасности и возможности экономического развития. Поскольку добиться их не представляется возможным, участие Пхеньяна в переговорах также маловероятно.

  • Северная Корея пытается разрешить экономические и социальные проблемы, вызванные длительным сохранением режима самоизоляции из-за пандемии и стихийными бедствиями, наводнениями, серьезно повлиявшими на сельское хозяйство. Если правительство продолжит сдерживать рыночные механизмы и противостоять внешнему миру, это только усугубит сложившуюся ситуацию.

  • Южной Корее необходимо разработать устойчивую политику в отношении Северной Кореи, защищающую ее собственные стратегические интересы и нацеленную на денуклеаризацию полуострова как на конечную цель, но также работать над постепенным укреплением доверия в двусторонних отношениях.

Анна Поленова

  • Проблема денуклеаризации Корейского полуострова имеет как региональное, так и глобальное значение, поскольку в ней присутствуют интересы России, Китая и США. Она также является частью глобального режима нераспространения и разоружения.

  • Маловероятно, что Северная Корея откажется от ядерного оружия. Хотя ДНЯО является важной частью системы глобального режима нераспространения, в нем также есть недостатки, которые в конечном итоге следует устранить.

  • Новыми факторами, оказывающими воздействие на динамику в регионе, являются смена администрации в США и продолжающаяся пандемия коронавируса.

  • Поскольку распространение ядерного оружия в Северной Корее является классическим примером дилеммы безопасности, для ее решения необходимо укрепление доверия в отношениях Сеула и Пхеньяна. Самый действенный способ добиться этого — разработка совместных проектов в социальной, культурной и гуманитарной сферах. 2020 г. был непростым для Северной Кореи в целом, а также в связи с природными катаклизмами, с которыми ей пришлось столкнуться. «Вакцинная дипломатия» в отношении Пхеньяна оказалась неэффективной, поскольку каждый вопрос на повестке переговоров с Северной Кореей обычно политизируется.

  • Эффективным способом укрепления доверия между Сеулом и Пхеньяном является участие в совместных проектах. Это могло бы помочь исправить в корне ошибочную политику санкций, влияющую не на руководство Северной Кореи, а на ее население.

Сонген Ким

  • Пандемия COVID-19 оказалась самой серьезной в истории человечества и привела, помимо многочисленных социальных и экономических последствий, к изменениям в существующем мировом порядке. В результате многие страны стали обращать приоритетное внимание на внутреннюю повестку. Увеличился разрыв между богатыми и бедными странами, что усугубило положение Северной Кореи, попадающей под вторую категорию.

  • Ситуация в гуманитарной сфере в Северной Корее критическая и, похоже, будет продолжать ухудшаться, что сказывается на промышленности и экономике в целом. КНДР была первой страной, которая закрыла свои границы, в связи с чем резко сократилась ее двусторонняя торговля с Китаем.

  • Еще одной существенной проблемой для Пхеньяна является политика санкций, в особенности со стороны США и их союзников. Хотя санкции не должны препятствовать оказанию гуманитарной помощи, — поставкам медикаментов, продуктов питания, средств защиты и других, — в условиях пандемии эффект получился обратный.

  • Наводнение 2020 г. серьезно ухудшило общую ситуацию в КНДР.

  • Руководство Северной Кореи столкнулось одновременно с двумя серьезными вызовами: распространением коронавирусной инфекции и масштабным ущербом от наводнения. Таким образом, весьма вероятно, что в регионе будет сохранятся статус-кво, поскольку при текущих обстоятельствах принятие дальнейших мер по денуклеаризации полуострова не представляется возможным.

The Outcome

Оценить статью
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)
 (1 голос)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся