Распечатать Read in English
Оценить статью
(Голосов: 3, Рейтинг: 5)
 (3 голоса)
Поделиться статьей
Александр Ермаков

Научный сотрудник ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН, эксперт РСМД

Военно-морские силы Народно-освободительной армии Китая, пожалуй, самый динамично развивающийся и амбициозный флот мира. После десятилетий сосредоточения на береговой обороне он впервые выходит в мировой океан и готовится бороться за господство в регионе. Для подкрепления громких территориальных претензий и закрепления статуса средства глобальной проекции силы реализуется масштабная программа построения авианосного флота.

Военно-морские силы Народно-освободительной армии Китая, пожалуй, самый динамично развивающийся и амбициозный флот мира. После десятилетий сосредоточения на береговой обороне он впервые выходит в мировой океан и готовится бороться за господство в регионе. Для подкрепления громких территориальных претензий и закрепления статуса средства глобальной проекции силы реализуется масштабная программа построения авианосного флота.

Все, что можно купить за деньги

В развитии своих ВМС Китай, разумеется, в первую очередь ориентируется на мирового законодателя мод и главного потенциального противника — США, однако авианосная программа непосредственно основывается в первую очередь на советских разработках. Не будет большим преувеличением сказать, что китайцы, по крайней мере пока, прямо продолжают дело отечественных корабелов четвертьвековой давности. И это неудивительно, учитывая, что они брали за образцы их творения.

Для начала стоит кратко упомянуть советскую авианосную программу. После неудачных попыток построения так называемого «Большого флота Сталина» [1], в состав которого должны были войти авианосцы (а первые подобные предложения звучали еще в Российской Империи), отечественным морякам надолго пришлось забыть об авианосцах, к тому же заклейменных ярлыком «орудия империалистической агрессии». Собственные корабли такого класса пришли в ВМФ СССР довольно причудливым путем — эволюционировав из противолодочных крейсеров-вертолетоносцев. При этом они получили крейсерское ударное ракетное вооружение и возможность официально классифицироваться как авианесущие крейсера (впрочем, за рубежом их обычно называли просто авианосцами).

Все семь заложенных крейсеров формально принадлежали к проекту 1143 «Кречет», при этом, сохраняя определенное родство, четко делились между собой на три группы. Первые четыре еще могли по праву называться крейсерами, так как представляли собой, упрощенно, тяжелый ракетный крейсер с «приделанной сбоку» полетной палубой для вертолетов и самолетов вертикального взлета и посадки (СВВП) семейства Як-38. Два последующих уже были в первую очередь авианесущими кораблями с обширной полетной палубой с крупным трамплином и аэрофинишерами, предназначенными для эксплуатации модификаций сухопутных, полноценных истребителей. Логичным развитием их был проект 1143.7, заложенный, но не достроенный из-за распада СССР «Ульяновск», который должен был стать первым полноценным советским авианосцем, атомным и с катапультами. На следующих в серии кораблях ставшее уже сугубо рудиментарным ракетное вооружение должно было быть снято, и они стали бы «чистыми» авианосцами (впрочем, вполне возможно, в этой альтернативной реальности, в ВМФ СССР они продолжали бы числиться крейсерами).

Имевшийся на отечественных кораблях трамплин позволял значительно сократить длину разбега и взлететь с палубы самолету с хорошей тяговооруженностью (соотношением мощности двигателей и массы самолета). Для посадки использовались аэрофинишеры — тросы, за которые самолет цеплялся специальным крюком — гаком. За рубежом трамплины применялись для увеличения взлетной массы самолетов с укороченным разбегом, таких как «Харриер», что позволяло брать больший запас топлива и боевую нагрузку. Трамплин, с одной стороны, обеспечивает простоту в эксплуатации и надежность, но с другой — не позволяет взлетать тяжелым самолетам, в первую очередь самолетам дальнего радиолокационного обнаружения, и ограничивает взлетную массу даже истребителей, особенно при невысокой скорости корабля и невыгодных метеоусловиях (отсутствие ветра, против которого мог бы идти корабль, жара, снижающая тягу реактивных двигателей). У катапультных авианосцев нет таких ограничений, но сама по себе современная катапульта — достаточно сложный механизм.

Александр Ермаков:
ВВС Китая. От щита к мечу


Авианосец ВМС НОАК «Ляонин» представляет собой достроенный на современном техническом уровне и другой страной советский авианосец проекта 1143.6, практически идентичный «Адмиралу Кузнецову».

Судьба кораблей проекта 1143 сложилась по-разному, большинство покинуло родину, и сразу три были приобретены Китаем. По одному было продано в Республику Корею (для разделки на металл), Индию (модернизирован и введен в состав флота под именем «Викрамадитья»), разобрано на лом на стапеле на Украине («Ульяновск») и осталось в составе ВМФ России (собственно, «Адмирал Кузнецов»). Официально Китай приобретал авианосцы для переоборудования в тематические аттракционы/гостиницы и первые два – «Киев» и «Минск» – действительно используются подобным образом (хотя были предварительно изучены военными и судостроителями).

Однако с третьим приобретенным кораблем – «Варягом» – ситуация сложилась иначе. На момент распада СССР постройка была прекращена приблизительно на 70% готовности. В 1998 г. корпус был куплен для Китая подставной фирмой за $27 млн, официально с целью превращения в плавучее казино-отель, однако изначально была запланирована достройка корабля и включение его в состав флота [2]. В Китай «Варяг» прибыл после насыщенной приключениями буксировки только в 2002 г. В 2005 г. начались активные работы по восстановлению корпуса, удалению следов коррозии, достройке и дооснащению корабля. При этом китайским судостроителям, судя по всему, пришлось закупить часть компонентов (в частности, силовую установку) на Украине и в России, кроме того, помогло приобретение в 1990-х гг. в России полного комплекта технической документации на проект 1143.6 — хотя все советские авианосцы строились в украинском Николаеве, проектировали их в Невском проектно-конструкторском бюро и исчерпывающую документацию, вероятно, получить можно только там [3]. Впервые Китай официально признал, что авианосец планируется ввести в состав флота, только в 2011 г., когда работы были близки к завершению, и продолжать скрывать их цель было совсем глупо. На первые испытания авианосец вышел в августе того же года. В сентябре 2012 г. он был официально включен в состав флота.

Корабль получил бортовой номер 16 и имя «Ляонин» – в честь провинции, где находится Далянь, приморский город с крупными верфями, где и достраивался авианосец. Так что же получил в наследство от СССР Китай?

Первый из многих

Александр Ермаков:
Дредноутная гонка

Авианосец ВМС НОАК «Ляонин» представляет собой достроенный на современном техническом уровне и другой страной советский авианосец проекта 1143.6, практически идентичный [4] «Адмиралу Кузнецову», построенному по проекту 1143.5. При этом китайские судостроители не перестраивали серьезно корабль, речь шла в первую очередь об укомплектовании и отделке имеющегося корпуса. В результате при большом внешнем сходстве с российским авианосцем и аналогичных взлетно-посадочных возможностях для авиагруппы китайский корабль отличает в первую очередь китайское радиоэлектронное оборудование и системы противовоздушной обороны (ПВО) малой дальности. Первое за счет разницы во времени выпуска, очевидно, более продвинутое, чем на «Кузнецове», системы ПВО, напротив, меньшие по численности.

В аспекте ПВО, похоже, китайский флот берет образец с западных флотов, в которых задача обеспечения ПВО корабельного соединения в значительной мере возлагается на оснащенные мощными зенитно-ракетными комплексами (ЗРК) и радарами эсминцы. К настоящему времени акцент на этом привел к появлению в изначально универсальном классе боевых кораблей таких представителей, как, например, английский тип 45 (более известные как «Дэринг») или австралийский тип «Хобарт», по сути, являющихся кораблями ПВО с ограниченными возможностями в других областях. Для американских эсминцев типа «Арли Берк» задача обеспечения ПВО авианосной ударной группы (АУГ) так же приоритетна, хотя локальные конфликты последних десятилетий делают эту работу не столь заметной и выдвигают на первый план применение эсминцами крылатых ракет большой дальности по наземным целям. Авианосцы в таких случаях берут за себя самый дальний рубеж ПВО, обеспечиваемый палубными истребителями, а сами оснащаются минимальным количеством систем ПВО малого радиуса действия, в первую очередь для поражения одиночных, прорвавших предыдущие эшелоны противокорабельных ракет.

В Китае по западному образцу последние годы крайне высокими темпами строятся эсминцы типов 52C (6 кораблей) и 52D (построено 7 из планируемой серии в 12), реальные характеристики которых оценить трудно, но потенциально они находятся на передовом мировом уровне. Ведутся работы над перспективным кораблем типа 55, ожидаемые большие размеры которого даже заставляют экспертов иногда переводить его в класс крейсеров. Такое большое количество эсминцев (разумеется, способных самостоятельно решать широкий спектр задач) строится не для формирования одной авианосной группы – Китай, судя по всему, давно взял твердый курс на построение крупного океанского флота с авианосным ядром.

Сейчас на той же верфи в Даляне, где достраивался «Ляонин», строится первый авианосец made in China. Пока условное наименование нового корабля — «Тип 001А» (соответственно, «Ляонин» относят к «Типу 001»). Учитывая строгость и систематичность в китайской системе присвоения имен кораблям, он, вероятно, будет назван в честь одной из провинций Китая, например, «Гуандун» в честь крупнейшей из провинций по населению и базы Южного флота, отвечающего за регион Южно-Китайского моря со спорными островами. Судя по имеющимся фотографиям — точных характеристик китайцы, как водится, не сообщают — «Тип 001A» будет, по крайней мере внешне, почти полной копией «Ляонина». Определенные отличия пока заметны в форме надстройки, обусловлены они в первую очередь изначальным расчетом на установку радиоэлектронного оборудования китайского производства (ожидавшегося уменьшения габаритов надстройки не случилось).

Главная интрига состоит в том, насколько серьезна будет перепланировка внутренних помещений – например, будет ли расширен ангар. Размер и количество самолетоподъемников-лифтов (два) так же оставляет желать лучшего — полезно было бы обеспечить возможность подъема двух истребителей хотя бы на одном из них. Интересно, насколько смело будет использовано освободившееся от крупного отсека противокорабельных ракет место – просто ли под «кладовую» или его изъятие приведет к сдвигу целого ряда отсеков. Определенно, за счет современных средств автоматизации будет значительно уменьшена численность экипажа — на оригинальных советских 1143.5/6 служили около двух тысяч человек, что сейчас много для корабля такого водоизмещения. Для сравнения, в США на авианосцах нового типа «Джеральд Форд» численность экипажа удалось уменьшить на одну пятую, по сравнению с предыдущим типом «Нимиц» [5]. Сокращение экипажа, в свою очередь, позволит уменьшить размер выделенных на него помещений – от кубриков до столовых и спортивных залов.

В целом от «Типа 001А» стоит ожидать косметического улучшения характеристик – большей вместимости ангара, более высокого темпа взлетно-посадочных операций, более высокой взлетной массы самолетов (если будут улучшены динамические характеристики), лучших радиоэлектронных систем. Корабль будет спущен на воду в течение ближайших месяцев — это не означает окончания работ на нем, просто достройка будет продолжаться уже на воде, а док будет освобожден для закладки нового корабля. В СССР корабли серии 1143 строились в доке украинского Николаева практически непрерывно – после спуска на воду одного следовала закладка следующего.

Вокруг того, каким будет этот корабль, идет активная дискуссия, состоящая в основном, что обычно для китайских военных проектов, из догадок и спекуляций. Весьма вероятно, что уже второй авианосец национальной постройки (и третий на флоте), условный «Тип 002», будет оснащен катапультами. Первые эксперименты с катапультой в Китае были проведены еще в конце 1980-х гг., когда на основе полученных с приобретенного в Австралии, якобы для разделки на металл, авианосца «Мельбурн» [6] технологий был построен наземный испытательный стенд — аналог советской НИТКи [7]. В дальнейшем китайские летчики тренировались осуществлять взлет с трамплина, аналогичного установленному на «Ляонине», но сейчас в Китае введен в эксплуатацию новый испытательный комплекс, в состав которого входят две катапульты, причем, возможно, как минимум одна из них не паровая, а электромагнитная. Электромагнитные катапульты — перспективная технология, обещающая большие КПД и удобство в эксплуатации, чем классические паровые, но их создание представляет собой серьезный технологический вызов. Пока в строю нет ни одного авианосца с такими катапультами, американский CVN-78 «Джеральд Форд», первый образец, оснащенный этим видом катапульт, до сих пор ввиду технических проблем даже не начал морских испытаний.

Flickr/Jeff Head
Строящийся авианосец «Тип 001А», Далянь

В целом китайским военным программам не свойственен излишний авантюризм, и второй авианосец национальной постройки, и первый по национальному проекту, не должен быть слишком сложным. Возможно, по схеме он будет похож на советский проект 1143.7 «Ульяновск», который был оснащен и трамплином, и двумя катапультами. В этом случае надежность катапульт не будет иметь столь критическое значение, по крайней мере истребители смогут взлетать с трамплина, и можно будет «рискнуть» и поставить электромагнитные катапульты.

Другой важный вопрос заключается в том, будет ли «Тип 002» атомным. Для крупного авианосца ядерная силовая установка дает множество преимуществ — нет необходимости заправлять корабль в боевом походе, можно высвободить значительные объемы под авиационное топливо и вооружение [8], обеспечить стабильную высокую скорость и большие запасы энергии. Среди надводных кораблей для авианосца полезность ядерной силовой проявляется наиболее ярко — так, американский флот, построивший в ходе холодной войны значительное количество атомных крейсеров, по опыту многолетней эксплуатации отказался от них. Отечественные атомные крейсера проекта 1144 «Орлан» — совершенно уникальные корабли и вряд ли могли родиться где-либо кроме как в позднем СССР, в некоторой степени зацикленном на создании средств борьбы с авианосными группами США.

Китайским военным программам не свойственен излишний авантюризм, и второй авианосец национальной постройки, и первый по национальному проекту, не должен быть слишком сложным.

Оснащение «Тип 002» атомной силовой установкой будет феноменально сложной задачей, особенно для Китая, у которого на данный момент нет ни одного надводного корабля с ядерной силовой установкой. Если они решатся на такой шаг сейчас, это станет, пожалуй, наиболее амбициозной военной программой Китая. Вероятно, будут использоваться наработки по реакторам для подводных лодок, благо по ним наработан опыт (АПЛ в ВМС НОАК эксплуатируются с начала 1970-х гг.). Реакторы подводных лодок относительно маломощны, но можно установить несколько: на французском атомном авианосце «Шарль де Голль» стоят два реактора, аналогичных используемым на АПЛ, а на первом американском атомном авианосце «Энтерпрайз» их было и вовсе восемь. На «Ульяновске» планировалось четыре реактора — двойной комплект силовой установки крейсеров проекта 1144.

Впрочем, в любом случае, вступление «Типа 002» в строй — это дело следующего десятилетия. В ближайшие годы китайский флот будет состоять из двух трамплинных авианосцев. Китайская палубная авиация, ее развитие и задачи, которые ставятся перед авианосным флотом Китая, будут рассмотрены во второй части статьи.

1. Устоявшееся собирательное название целого ряда кораблестроительных программ пред- и послевоенного периода, ставивших задачей создание мощнейшего океанского флота. Закончились неудачей ввиду переоценки сил промышленности и начавшейся войны, окончательный удар нанесли смерть И. Сталина и перераспределение расходов со строительства надводных кораблей на подводный флот, сухопутные войска и в особенности ракетно-ядерное оружие.

2. Примечательно, что непосредственно осуществивший закупку гонконгский бизнесмен Сюй Цзэнпин в своих воспоминаниях, опубликованных спустя более чем 15 лет, рассказал, что правительство компенсировало ему только часть расходов и с большой задержкой, а фактически он передал корабль в дар государству и был разорен этой сделкой.

3. Вероятно, этим объясняется, что, согласно воспоминаниям участвовавших в сделке с украинской стороны, находившуюся на заводе рабочую документацию по проекту 1143.6 китайцы не купили. Впрочем, Сюй Цзэнпин сообщал обратное.

4. Отличия 1143.6 от 1143.5 по советским планам должны были быть минимальны и почти незаметны внешне: изменения в компоновке силовой установки, чуть иное размещение пусковых установок ЗРК и замена части радиоэлектронного оборудования.

5. С 5680 до 4660 человек.

6. Авианосец «Мельбурн» типа «Маджестик» был в составе ВМС Австралии в 1955-1982 гг. Корабль был заложен в 1943 г. в Великобритании, спущен на воду в феврале 1945 г. После войны достройка была практически заморожена, но в июне 1947 г. корабль был приобретен Австралией и медленно достроен с внедрением ряда модификаций для эксплуатации реактивных самолетов.

7. НИТКА (Наземный Испытательный Тренировочный Комплекс Авиационный) – комплекс, построенный СССР в начале 1980-х гг. в Крыму. Позволял имитировать палубные взлетно-посадочные операции как с исследовательскими, так и с учебными целями. В России с целью избавиться от зависимости от Украины был создан аналогичный комплекс в Ейске, но, по иронии судьбы, до его введения в эксплуатацию Крым вошел в состав России, и проблема с использованием первого комплекса исчезла.

8. Для примера, на 1143.7, имевшем довольно близкие к 1143.5/6 размеры, запас авиационного топлива и вооружения был увеличен более чем вдвое.

Оценить статью
(Голосов: 3, Рейтинг: 5)
 (3 голоса)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся