Дайджест международных публикаций

Михаил Коростиков: «Молодежная двадцатка»: диалог, который необходим

23 июля 2014
Распечатать

Автор: Михаил Коростиков, руководитель проектов МЭСИ, участник молодежной делегации России на Саммит Y20 в 2014 году.

 

В июле 2014 г. в преддверии саммита «Большой двадцатки» в Сиднее прошел форум «Молодежной двадцатки» (Y20), одного из форматов, призванных донести чаяния значимых групп общества до лидеров мирового развития. Помимо молодежной, существуют Гражданская (Civil 20), Предпринимательская (Business 20), Интеллектуальная (ThinkTank 20) и Рабочая (Labour 20) «двадцатки», каждая из которых представляет на саммит G20 свои пожелания и рекомендации.

 

Прародителем формата встреч в рамках международных саммитов лидеров государств для молодого поколения является Россия, инициировавшая в 2006 г. первый саммит «Молодежной восьмерки» (Junior 8). В 2010 г. инициативу подхватила Канада, которая провела первую встречу Y20 во время своего председательства.

 

По формальным признакам «Молодежная двадцатка» представляет собой механизм артикуляции требований определенной части общества, имеющей свои уникальные проблемы и интересы. А они, без сомнения, существуют. По данным Международной организации труда (МОТ), в 2013 г. безработица среди молодежи в возрасте от 15 до 24 лет в мире достигла 13,1%, что в несколько раз превышает аналогичный показатель для взрослых. Более того, в докладе МОТ особо подчеркивалось, что разница между показателями молодежной и взрослой безработицы достигла исторического максимума. В странах юга Европы, например, в Португалии, Испании, Греции, уровень молодежной безработицы достигает 40–50%.

 

Именно поэтому основной темой обсуждения на саммите стало создание рабочих мест и стимулирование роста экономики. Такое же название получила одна из трех секций, предложения по которым выдвигали делегаты форума. Две другие были посвящены концепции «глобального гражданства» и устойчивому развитию. Такой подбор тем отражает приоритеты, которые Австралия, принимающая форум, поставила на повестку дня. Российская делегация внесла достойный вклад в обсуждение всех трех тем и предложила идеи, вошедшие в финальное коммюнике саммита.

 

Формат саммита каждый раз индивидуален и полностью зависит от фантазии принимающей стороны. В этот раз формирование коммюнике происходило следующим образом. За четыре месяца до начала мероприятия был открыт Интернет-форум, на котором участники могли знакомиться друг с другом, обсуждать проблемы и пути их решения. К началу июня в ходе голосований было отобрано 12 наиболее насущных проблем, идущих в комплексе с предложенными делегатами путями их решения. Эти 12 пунктов были представлены организаторами «Молодежной двадцатки» на встрече шерп и финансовых представителей G20.

 

Далее началась проработка идей для очного обсуждения. На этом этапе, в отличие от предыдущего, выдвигались спорные и иногда специфичные идеи, предполагавшие конкуренцию делегаций за место в итоговом документе. До середины июля делегаты обсуждали вопросы сначала на форуме, а затем на самом саммите в Сиднее. По результатам бурных дебатов в каждой из трех групп общее количество рекомендаций удалось сократить приблизительно с 50 до 15. Это стало возможным благодаря напряженной работе, компромиссам, долгим кулуарным переговорам и иным средствам, имеющимся в арсенале «взрослых» дипломатов.

 

Естественно, не обошлось без создания коалиций. Европейская делегация была представлена отдельно, так же, как и делегации Франции, Германии, Великобритании и Италии. Вполне естественно, что делегация Европейского союза еще до начала мероприятия полностью скоординировала свои действия со странами-членами ЕС, и в дальнейшем они выступали единым фронтом. С ними в целом были солидарны делегации государств англосаксонского мира: Австралии и Канады. Неожиданностью стало то, что делегация США была достаточно пассивна и старалась уклоняться от дискуссий, как и их главный геополитический конкурент Китай.

 

Индифферентная позиция китайской делегации стала тормозом на пути формирования российскими представителями контркоалиции БРИКС, но дистанцировавшихся азиатских коллег заменили очень активные и подкованные делегаты Турции. В результате в каждой из трех секций удалось полностью или частично реализовать хотя бы одно российское предложение. Так, в секции «Создание рабочих мест и экономический рост» это было предложение о создании в каждом государстве системы поддержки молодежного предпринимательства, включающей юридическое сопровождение, предоставление налоговых льгот, субсидий на покупку патентов и т.п. В секции «Глобальное гражданство» россияне предложили странам-членам принять программы против «утечки мозгов», предусматривающие обучение молодых людей за границей за государственный счет при условии их возвращения и последующей работы на родине (аналог действующей в России программы «Глобальное образование»). Наконец, в секции «Устойчивое развитие» мы выступили с инициативой принятия всеми странами-членами G20 стратегий по борьбе с загрязнением окружающей среды на трех уровнях: производство, транспортировка и потребление.

 

Отдельно стоит отметить, что саммит прошел в дружеской атмосфере. Несмотря на конфликт России и Украины и в целом напряженный политический фон, никто из делегатов не проявил агрессии в отношении российской делегации. Отвечая на неизбежные вопросы о Крыме, которые чаще всего проистекали из искреннего желания людей разобраться в ситуации, россияне рассказывали о сложном комплексе взаимоотношений в регионе. В результате большинство интересовавшихся если и не переходили на российскую сторону, то начинали относиться к ситуации с большим пониманием.

 

Сама идея «Группы двадцати» вызывает у многих понятный скептицизм, который с полной уверенностью можно перенести и на молодежный формат. Во-первых, практически невозможно найти сходные решения для двадцати стран, таких разных, как США, Россия, Саудовская Аравия и Индонезия. Во-вторых, хорошо отработав идеи всеобщего мира и развития «на камеру» саммита, политики у себя дома продолжают вести курс, отвечающий внутренней конъюнктуре.

 

Тем не менее такие мероприятия крайне важны: они позволяют молодым политическим лидерам, которые завтра встанут у руля своих государств, лучше познакомиться с другими культурами, понять правила цивилизованного диалога и научиться слушать собеседника даже в том случае, если с ним не согласен.

 

В период резкого обострения международной обстановки форматы такого рода важны как никогда. «Народная дипломатия» помогает растопить лед недопонимания там, где традиционные методы ведут лишь к эскалации конфликта. В любом современном противостоянии СМИ стараются дегуманизировать противника, заставить забыть, что по ту сторону экрана сидят такие же люди. Массовые форумы, на которых сообща работают представители молодежи разных стран мира, как нельзя лучше подходят в качестве символа будущего.

Фото: www.g20.org, Делегаты из Австралии и члены Организационной группы с сенатором Раяном на открытии молодежного саммита Большой двадцатки в Сиднее

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся