Распечатать Read in English
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Александр Гущин

К.и.н., с.н.с. Института постсоветских и межрегиональных исследований, доцент кафедры стран постсоветского зарубежья РГГУ, эксперт РСМД

21 марта 2016 г. в новостях появилась информация о том, что А. Яценюк согласился уйти в отставку. Положение А. Яценюка в правительстве Украины давно было непрочным — то и дело появлялись слухи о его возможном уходе с должности премьер-министра. На этот раз он, кажется, действительно собирается уйти. Кто может стать следующим премьером Украины?

21 марта 2016 г. в новостях появилась информация о том, что А. Яценюк согласился уйти в отставку. Положение А. Яценюка в правительстве Украины давно было непрочным — то и дело появлялись слухи о его возможном уходе с должности премьер-министра. На этот раз он, кажется, действительно собирается уйти. Кто может стать следующим премьером Украины?

Изначально было три варианта развития событий. А. Яценюк мог остаться, на какое-то время сохранив свои позиции, но тогда скорее бы были досрочные выборы, вероятно, осенью 2016 г., что было бы невыгодно для П. Порошенко. Сейчас рейтинги у всех ведущих партий, кроме Народного Фронта и Ю. Тимошенко, держатся на уровне 5%–7%, что явно демонстрирует недоверие к системе и нынешним политикам. «Батькивщина» демонстрирует рост, в то время как «Народный Фронт» обвалил свой рейтинг до 2%. Результаты исследования показывают, что если бы в середине марта состоялись досрочные выборы президента, во втором туре 25% украинцев проголосовали бы за Ю. Тимошенко и только 16% респондентов поддержали бы действующего главу государства. Определенные проблемы есть у «Самопомощи». Кстати говоря, на выборах в Кривом Роге, которые пройдут в следующее воскресенье и которые рассматриваются руководством «Самопомощи» как своеобразный замер на общенациональные президентские перспективы Садового, процент готовых голосовать за кандидата, поддерживаемого «Самопомощью» — бывшего полевого командира Семенченко довольно невелик — около 10%. Отмечается и относительное падение рейтинга БПП, и в то же время рост у «Оппозиционного блока».

rian.com.ua
Владимир Гройсман

Рейтинг Тимошенко, согласно опросам КМИС, растет. Конечно, ее премьерские претензии были бы очень невыгодны нынешнему президенту, потому что Тимошенко — амбициозный политик, а Порошенко прекрасно помнит конфликт президента и премьера во времена Ющенко. Кроме того, по Конституции Украины отношения между премьером и президентом несбалансированны. Этот конфликт заложен в систему: сама процедура этих отношений четко не прописана. Это говорит о том, что Украине нужна конституционная и политическая реформа. Выборы сами по себе политическую систему не перезагрузят. Надежды на то, что после новых выборов все начнется с чистого листа, не оправдаются. Поэтому вариант с досрочными выборами был не выгоден ни Порошенко, ни Западу. Кроме того, несмотря на то, что новые выборы объявляются некоторыми украинскими политологами чуть ли не перезагрузкой, я думаю, что они сами по себе ничего не решат — во-первых, картина рейтингов сейчас такова, что в новой Раде будет еще более ожесточенная борьба, а в устойчивость коалиции верится с трудом, во-вторых сконструировать какие-то новые проекты, работающие на президента, как на местных выборах будет сложнее. Рейтинг президента скорее могут поднять громкие разоблачения коррупции, по персоналиям, с привлечением к ответственности, но системно выборы сами по себе политическую ситуацию исправят лишь на короткое время, если будут отсутствовать стратегия политической реформы.

Запад, как я понимаю, начинает отказываться от фигуры Яценюка. Идет торг вокруг конфигурации будущего правительства. Яценюк просил, чтобы Павел Петренко остался министром юстиции, а Арсен Аваков продолжил возглавлять министерство внутренних дел. Что это может значить? Если Минюст получит серьезные конституционные полномочия, то Яценюк и «Народный фронт» сохраняют достаточно сильное влияние в правительстве.

zn.ua
Наталья Яресько

Второй вариант, и он считается наиболее вероятным, на смену А. Яценюку придет В. Гройсман, председатель Верховной Рады. Для Москвы это, вероятно, может означать большую гибкость Киева, смягчение антироссийской риторики, хотя премьер и не определяет внешнюю политику. Для Порошенко назначение В. Гройсмана будет означать усиление его позиций, но одновременно повлечет за собой большую ответственность. Человек президента во главе правительства лишит его возможности ссылаться на то, что правительство «не его», «техническое», что он за его решения ответственности не несет. Это определенный политический риск. Однако назначение Гройсмана позволит дальше отодвинуть выборы.

Третий вариант — назначение на пост премьер-министра Натальи Яресько, главы Минфина, которая уже заявила, что готова созвать технократическое правительство для вывода Украины из кризиса. Ее обещание вызывает здоровый скепсис, учитывая состояние экономики Украины на данный момент. Однако если Яресько возглавит правительство, оно действительно будет правительством технократов. Для Москвы назначение Яресько ничего существенным образом не изменит — внешнеполитическая линия Киева останется приблизительно такой же, но украинское правительство в некоторой степени будет больше зависеть от внешнего западного фактора, в целом этот вариант хуже. Несмотря на то, что некоторые политологи на Украине считают, что выдвижение Яресько — это преднамеренный фальстарт, я бы не списывал ее со счетов — США могут в последний момент не решиться укреплять президентскую команду и поставить именно на техническое правительство, которое до некоторой степени будет более свободно в проведении непопулярных мер, эта кандидатура в большей степени устраивает и Народный Фронт, да и само правительство Яресько может быть отправлено потом в отставку с большей легкостью.

Материал подготовили Дарья Хаспекова, шеф-редактор сайта РСМД, и Мария Смекалова, редактор сайта РСМД

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся