Распечатать Read in English
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Сергей Лавренов

Д.полит.н., зав. отделом Молдовы Института стран СНГ

Выборы президента Молдовы, которые состоятся 30 октября, впервые с 1996 г. будут проводиться на всенародной основе. Реально на президентский пост в настоящее время претендуют трое: Игорь Додон, лидер Партии социалистов, Мариан Лупу, руководитель Демократической партии, и Майя Санду, возглавляющая партию «Действие и солидарность». В случае победы якобы «пророссийского» И. Додона во втором туре не исключено развитие событий по сценарию 2009 г., когда проигравшая проевропейская сторона, прибегнув к массовым протестам, потребовала переголосовки.

Выборы президента Молдовы, которые состоятся 30 октября, впервые с 1996 г. будут проводиться на всенародной основе. До этого, с 2000 г., избрание президента осуществлялось в парламенте квалифицированным большинством — тремя пятыми от общего числа депутатов. Однако 4 марта 2016 г. Конституционный суд республики аннулировал изменение Основного закона страны. В июне Венецианская комиссия («Европейская комиссия за демократию через право») дала положительное заключение законопроекту по изменению Кодекса о выборах. Таким образом, стал действовать предыдущий механизм выборов главы государства — прямое всенародное голосование.

Несмотря на формальную приверженность европейским ценностям, молдавские депутаты согласились не со всеми рекомендациями Венецианской комиссии. В числе отвергнутых, например, оказались предложенное комиссией снижение возрастного ценза (до 35 лет) для кандидатов в президенты. По действующему Кодексу о выборах, главой государства может стать человек, достигший 40-летнего возраста, проживающий в стране минимум десять последних лет и владеющий государственным языком. Депутаты парламента также отклонили рекомендацию Венецианской комиссии об увеличении числа избирательных участков за рубежом. Это, по мнению эксперта Валерия Осталепа, априори ставит молдавских граждан, живущих за рубежом, в неравные условия. По некоторым оценкам, за пределами страны сегодня трудятся около миллиона граждан Молдовы, около 60–70 % из них работают в России.

За ходом избирательной кампании в Молдове внимательно наблюдают не только в ЕС, но и в Вашингтоне, который, как обычно, пытается ее режиссировать.

Был сокращен срок президентской кампании с двух месяцев до одного, что объективно играет на руку олигархам, у которых значительно больше ресурсов, в том числе медийных, для организации масштабной агитации за нужных кандидатов. Те, у кого таких ресурсов нет, вряд ли что-то смогли бы сделать за один месяц. В Молдове четыре телеканала и три радиостанции принадлежат вице-председателю правящей Демократической партии, «теневому» хозяину Молдовы В. Плахотнюку.

Несмотря на то, что в избирательной кампании официально участвуют 12 кандидатов (А. Нэстасе и И. Попенко по разным причинам уже выбыли из президентской гонки), реально претендовать на президентский пост в настоящее время могут лишь трое: Игорь Додон, лидер Партии социалистов; Мариан Лупу, руководитель Демократической партии; и Майя Санду, возглавляющая партию «Действие и солидарность». Андрей Нэстасе, лидер партии «Платформа “Достоинство и Правда”», один из реальных претендентов на президентский пост от правой оппозиции, в последний момент поддержал кандидатуру Майи Санду.

a-tv.md
Игорь Додон

Европейская народная партия, лидером которой является Ю. Лянкэ, должна была стать «альтернативным» проевропейским политическим проектом. Однако к августу 2016 г. от мнимой оппозиционности Европейской народной партии не осталось и следа. 29 июля Юрий Лянкэ подписал соглашение о «национальном партнерстве» с правящей коалицией и получил символическую должность председателя парламентского совета по европейской интеграции. В ходе предвыборной гонки, по мнению Богдана Цырди, перед Юрием Лянкэ поставлены две задачи. Во-первых, по максимуму критиковать лидера «левого» политического сегмента Игоря Додона. Во-вторых, «рвать голоса у лидера Платформы DA Андрея Нэстасе, чтобы потом, во втором туре, призывать голосовать за кандидата власти Мариана Лупу». Этим же будет заниматься и большинство кандидатов правого политического фланга.

В частности, подобная роль отведена лидеру Либеральной партии М. Гимпу, а именно — наносить информационные удары по Игорю Додону и Майе Санду. Поскольку информационная атака против оппонентов будет осуществляться не представителями Демократической партии, последнюю нельзя будет обвинить в злоупотреблении медиаресурсами. Ю. Лянкэ и М. Гимпу, в свою очередь, будут стараться в пользу режима В. Плахотнюка, поскольку это единственная гарантия того, что после прихода к власти оппозиции их не привлекут к уголовной ответственности за злоупотребления и нанесение ущерба государству в период правления евроинтеграторов.

Наряду с другими лидерами проевропейской коалиции, он несет ответственность за системный кризис в стране, что объективно ослабляет его выборную позицию.

М. Санду, хотя и принадлежит к так называемой «правой» оппозиции и требует устранения от власти олигархического режима, фактически поддерживает все тот же евроинтеграционный курс развития республики. Необходимо отметить, что за ходом избирательной кампании в Молдове внимательно наблюдают не только в ЕС, но и в Вашингтоне, который, как обычно, пытается ее режиссировать. В этой связи, обращает на себя внимание резонансное заявление американского посла Дж. Петтита, в котором тот фактически отверг возможность объединения Молдовы с Румынией. Однако это заявление носит неоднозначный характер. Вашингтон, действительно, вряд ли стремится в настоящий момент столкнуться с теми далеко идущими последствиями для геополитической обстановки в регионе, которые может вызвать данный процесс. С другой стороны, заявление американского посла может оцениваться и как тактический ход, с тем чтобы не отпугнуть избирателя унионистскими взглядами проевропейских кандидатов (в частности, М. Санду).

Необходимо также отметить, что решение Конституционного суда о прямых выборах президента было принято (4 марта) буквально по следам визита (2 марта) в Кишинев заместителя помощника госсекретаря США Б. Бринк; так же, как и правительство Павла Филипа было в спешном порядке утверждено 20 января 2016 г. после визита помощника госсекретаря США В. Нуланд в Румынию. То, что Майю Санду активно поддерживают США и Евросоюз, говорит о том, что она представляет собой второго («запасного») кандидата после Мариана Лупу, если последнему, в силу крайней непопулярности евроинтеграторов в Молдове, не удастся прорваться во второй тур.

gagauzinfo.md
Мариан Лупу

М. Лупу олицетворяет собой нынешний коррумпированный политический режим, являясь креатурой одиозного олигарха В. Плахотнюка. Наряду с другими лидерами проевропейской коалиции, он несет ответственность за системный кризис в стране, что объективно ослабляет его выборную позицию. Одним из существенных предвыборных просчетов правящего класса стало то, что после оглушительного скандала с исчезновением из трех государственных банков одного миллиарда евро, молдавское правительство на днях приняло пакет законов, один из которых перекладывает погашение государственного долга, образовавшегося в результате «кражи века», на плечи населения страны. Эта непопулярная мера будет обязательно вменена избирателями М. Лупу как формальному представителю правящего режима. В этих условиях М. Лупу трудно рассчитывать на победу в честном поединке. Однако необходимо учитывать, что сегодня у Демократической партии самый мощный административный и медийный ресурс среди участвующих в предвыборной гонке. Партия насчитывает свыше 50 тыс. членов и 43 территориальные организации. Демократы и их выдвиженцы возглавляют 20 районов и 384 мэрии по всей стране, что обеспечивает им мощный административный ресурс.

Это ставит под вопрос возможность однозначной победы И. Додона, несмотря на то, что последние опросы подтверждают, что И. Додон, чей личный рейтинг превышает совокупный рейтинг других основных кандидатов, — безусловный фаворит избирательной гонки. Одна из причин популярности И. Додона в республике — не его якобы «пророссийскость», а последовательность, с которой он отстаивает приоритеты своей программы: государственность Молдовы; её нейтралитет; разновекторная внешняя политика, предполагающая восстановление отношений с Россией; укрепление молдавской идентичности; сильная экономика и др. Вместе с тем Запад, рассматривая И. Додона именно как «пророссийского» политика, приложит все силы, чтобы не допустить его победы на выборах, что придает выраженный геополитический характер избирательной кампании.

Последние опросы подтверждают, что И. Додон, чей личный рейтинг превышает совокупный рейтинг других основных кандидатов, — безусловный фаворит избирательной гонки.

Еще одна особенность кампании заключается в том, что она носит еще менее демократический характер, чем даже ноябрьские (2014 г.) выборы в парламент, что предполагает неизбежность масштабных фальсификаций. Миной замедленного действия стала проблема «мертвых душ». Результаты переписи населения от 2014 г. до сих пор не обнародованы. По результатам первого демографического барометра Академии наук, представленного летом 2015 г., население страны составляет 2 млн 900 тыс. человек. Тем не менее в списках ЦИКа числятся свыше 3 млн 200 тыс. человек, имеющих право голоса.

Вторая проблема — распределение избирательных участков. Власть, зная, что в России трудится свыше половины от общего числа молдавских эмигрантов (700 тыс.), приняла решение открыть здесь всего 8 избирательных участков, в то время как в странах Запада, где преобладают сторонники сближения с ЕС, будет развернуто около ста участков. Это решение было принято, несмотря на многочисленные протесты по итогам парламентских выборов (ноябрь 2014 г.), когда в России была обеспечена возможность проголосовать всего лишь 15 тыс. молдавским избирателям. Для сравнения, в Румынии, где находилось в тот момент в двенадцать раз меньше граждан Молдовы, чем в России, открыли 11 избирательных участков.

canal3.md
Майя Санду

Подобная недопустимая, исходя из общепринятых демократических норм, предвыборная ситуация продолжает сохраняться, несмотря на то, что миссия ПАСЕ (симпатизант нынешней власти), побывавшая недавно в республике, указала на множество проблем в ходе избирательной кампании. Среди них: непрозрачная система финансирования партий и избирательных кампаний, в том числе из-за рубежа; монополизация рынка масс-медиа и непрозрачность финансирования СМИ; роль олигархических структур в политической жизни страны, в особенности — в избирательном процессе. Делегация была проинформирована о злоупотреблениях и использовании административных ресурсов при сборе подписей в поддержку кандидата от Демократической партии М. Лупу. В частности, сотрудники ряда государственных предприятий принуждались подписываться в поддержку его кандидатуры.

Другой особенностью избирательной кампании стало ее бойкотирование отдельными политическими партиями и движениями, в частности, партией коммунистов. Этому есть объяснение, поскольку, по прогнозам, бывший президент и бессменный руководитель партии коммунистов В. Воронин может претендовать максимум на 5-6 % голосов избирателей. Для В. Воронина подобный результат после неудачного выступления в ходе парламентских выборов в ноябре 2016 г. стал бы не просто унижением, но и политической катастрофой. Примечательно, что после парламентских выборов 2014 г. Партия коммунистов Республики Молдова (ПКРМ) практически не участвует в протестном движении против проевропейского олигархического режима. Более того, ПКРМ в последнее время сблизилась с Демократической партией и развернула активную пропагандистскую кампанию против самой крупной и влиятельной левой оппозиционной партии — Партии социалистов и лично Игоря Додона.

Исход борьбы во втором туре во многом будет зависеть от настроений в пригородах крупных городов и в сельских районах, где проживает большинство населения.

Еще одной особенностью избирательной кампании стало то, что левой оппозиции не удалось объединиться и выдвинуть в качестве единого кандидата Игоря Додона. Если бы кандидат от «Нашей партии» Д. Чубашенко (которого, по последним опросам, поддерживает около 7 % избирателей) снял свою кандидатуру, И. Додон мог бы почти гарантированно победить в первом туре.

Если этого не произойдет в оставшиеся дни, то, по мнению большинства экспертов, второй тур президентской кампании неизбежен. Во второй тур, с высокой степенью вероятности, пройдут И. Додон с одной стороны и М. Лупу или М. Санду с другой. Чтобы не допустить победы И. Додона, правящий режим задействует мощный медийный и административный ресурс. Исход борьбы во втором туре во многом будет зависеть от настроений в пригородах крупных городов и в сельских районах, где проживает большинство населения. Необходимо учитывать то, что, по итогам местных выборов 2015 г., большинство примаров населенных пунктов в районах республики — представители партий правящей коалиции.

В случае победы И. Додона во втором туре не исключено развитие событий по сценарию 2009 г., когда проигравшая проевропейская сторона, прибегнув к массовым протестам, потребовала переголосовки. Тем самым она фактически украла победу у В. Воронина, реализовав очередной сценарий «цветной» революции.

Бескомпромиссность ситуации для теневого «хозяина» Молдовы В. Плахотнюка обусловливается тем, что 28 сентября в конгрессе США была внесена резолюция, осуждающая коррупцию в Молдове и предлагающая принять санкции против представителей руководства страны и самого В. Плахотнюка. В этой ситуации В. Плахотнюку нужна только победа его креатуры М. Лупу. Не исключено, что под давлением извне В. Плахотнюк будет вынужден согласиться и на кандидатуру М. Санду, к которой не испытывает личных симпатий. Подобные обстоятельства придают достаточно напряженный характер предвыборным баталиям в Молдове.

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся